НА СТРАНИЦУ «СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»
НА СТРАНИЦУ «БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»
НА СТРАНИЦУ «ЖИВОПИСЬ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»
Анатолий Иванушкин
ЗНАКОМЬТЕСЬ: СЕРГЕЙ ЗАГРАЕВСКИЙ,
СОЗДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
2001
Сергей Заграевский. ЛИСТОПАД
Я познакомился с художником Сергеем Заграевским на одной из его персональных выставок в Центральном доме художника. Правда, знакомство это было шапошное. Я должен был написать о выставке в "Народной газете", но ограничился осмотром картин и записью вступительного слова художника перед открытием. Я только с ним поздоровался, представившись, но расспрашивать его ни о чем не стал, фактуры мне и впечатлений хватало. Но уже потом неожиданно из газет и ТВ я стал узнавать, что Заграевский – больше чем художник. Тут же невольно вспоминается евтушенковское – "поэт в России больше, чем поэт", то есть художник, в широком смысле. Заграевский – организатор. Точнее, создатель Профессионального Союза художников России. Это уже во-вторых. Заграевский еще христианский богослов. Это в – третьих. Член Союза писателей – в четвертых. Это если иметь в виду сегодняшний день. А если заглянуть в его прошлое, то был он (строки из биографии не выбросишь) и комсомольским работником, и программистом, и даже... экстрасенсом. Через тернии он устремился к звездам. И это отнюдь не преувеличение, ведь в едином рейтинге современных художников и мастеров XVIII–ХХ веков он занимает категорию ЗА, что означает «художник-профессионал с индивидуальным почерком, востребованный художественным рынком и публикой». Он уже стоит в высшей половине рейтинга, а ему всего 37 лет.
– Зрелая часть биографии человека начинается с института. Вы знаменитый художник, выпускник не Суриковского, не Строгановки, а….
– Московского автомобильно-дорожного. Учился по специальности «автоматизированные системы управления». Я уступил давлению родителей, считавших, что ребенку нужно практическое образование. А в восьмидесятые это было синонимом технического. Смешно, насколько поменялась с тех пор специфика профессий! Сейчас практическое образование – это экономика, финансы, юриспруденция, но уж никак не наука и техника. Что сейчас со знаменитым Физтехом, что с Бауманским? Наверное, то же, что с баллистическими ракетами и подводными лодками – тихонько ржавеют и разваливаются... То, что человеческая судьба подвержена огромному количеству случайностей, спорить трудно, если, конечно, не считать их Божиим предопределением или "отработкой кармы". А в семнадцать лет, когда человек заканчивает школу и перед ним встает вопрос о выборе профессии, его судьба чаще всего определяется непрерывной цепочкой абсолютно непредсказуемых событий. Есть, конечно, счастливцы, выбирающие свой жизненный путь уже в 14 лет (например, поэт Андрей Вознесенский – так он пишет в своих мемуарах), но их мало. Лично я таких не встречал и сам уж точно таким не был.
– Вашу линию судьбы можно назвать экзотической. Вы перепробовали в жизни многое, чтобы остановиться на главном. Не могли бы вы пунктирно напомнить о прошлых страстях и увлечениях?
– О МАДИ я уже упоминал. Комсомольскую "карьеру" начал в институте с общественной должности физорга. Меня на нее избрали, наверное, потому, что из крайне небольшого числа представителей мужского пола в моей группе я больше всех подходил на эту роль – постепенно давали о себе знать гантели, которыми я увлекся. Потом, с испугу не прибежав последним на районных соревнованиях, я был поощрен новой спортивной должностью председателя спортсовета факультета. А в начале третьего курса уже был «демократически избран» в комитет ВЛКСМ МАДИ ответственным за спортивно-массовую работу.
Признаюсь, я сознательно стал «активным комсомольцем», чтобы иметь шанс получить приличное распределение после окончания института. И получил – меня оставили на кафедре. Загреметь на работу в "почтовый ящик" я желания не имел. Я даже защитился – получил степень кандидата технических наук, но произошло это не сразу, с задержкой на год, когда мне эта степень уже была нужна, как мертвому припарка. Моя бабушка Лидия Викторовна, правда, была счастлива, что внук стал ученым...
Бизнесом потом увлекался. С переменным успехом, но вскоре грянул 1998 год – дефолт.
– В "шкуре" экстрасенса действительно побывали?
– Угораздило. Как-то познакомился с Аркадием – профессиональным экстрасенсом, работавшим в одной фирме консультантом по этому чуду. От него я узнал, что все предметы и стихии, в том числе и человек с его разумом, психикой и духом – это некие энергетические структуры различной сложности. У человека есть семь энергетических центров, или чакр, расположенных вдоль позвоночника.
Уровень чакр повышается снизу вверх. У каждого человека есть предпочтительны? энергии, но, например, на одной-двух нижних чакрах способны "работать" все, а дальше – от уровня развития. Величайшие предсказатели судьбы типа Ванги были способны работать, как минимум, на пятом уровне. Это теория.
Аркадий преподал мне несколько практических уроков "погружения", то есть вхождения в состояние астрального видения. Я научился двигать "взглядом" спичечный коробок или раскачивать пампу, немного подниматься в воздух.
Но экстрасенсорика всетаки меня обошла стороной. Она требовала много времени, сил. Стать великим экстрасенсом как-то не входило в мои планы и мечты.
– И наконец, как вы стали художником? Не вдруг же?
– Живописью я под руководством отца-архитектора и замечательной русской художницы Татьяны Алексеевны Мавриной начал заниматься очень рано. Отец Вольфганг Вольфганович, как и большинство выпускников Архитектурного института, имел великолепно поставленную руку графика. Когда он безо всякой линейки рисовал огромные эскизы церквей, у меня захватывало дух. А животных, которых он просто так изображал на маленьких листочках бумаги, мы потом с мамой прятали и коллекционировали. Мало того, что они были написаны мастерски, – еще в них и душа присутствовала. Так что с детства у меня был прекрасный учитель рисования. А моя "карьера профессионального художника" началась в 1992 году, когда я издал свои первые открытки.
Моя мать Инна Михайловна, будучи уже кандидатом наук, профессионально занималась литературой. И как-то, выпуская сборник своих пьес, она попросила меня нарисовать картинку для обложки. Действие одной из пьес происходило в Литве, и я поэтому нарисовал акварелью на кусочке чертежного ватмана литовский замок.
Когда мы готовили мою иллюстрацию к печати, выяснилось, что она похожа на открытку. Тут меня "осенило", и я попросил на обратной стороне по-открыточному напечатать имя автора и название картины. Наклеили мы потом не весь тираж, и штук двести открыток в итоге у меня осталось. Потом я уже издал в той же типографии еще несколько видов открыток, рисуя оригиналы акварелью в почти натуральную величину. Я старался, чтобы в итоге это было похоже на репродукцию с масла, но писал акварелью на ватмане, ибо такая картинка целиком помещалась в сканер и не терялась глубина цвета при пересъемке на тогдашние плоховатые слайды. Так и выработался мой специфический стиль в акварели – "глухое" закрашивание, без просвечивания бумаги, и очень плотное наложение красок.
– В живописи вы представитель...
– Наивного искусства. Ему отдали дань Анри Руссо, Нико Пиросмани. Мой наивизм, как отмечают критики, уходит корнями в детство. Может, потому, что люди стремятся сейчас к светлому и доброму, устав от крови, эротики и железобетона.
Вы побывали только на одной моей выставке, всего же прошло в Москве шесть моих персональных выставок, а том числе три в Центральном доме художника и одна – в Манеже.
– Вы создатель Профессионального союза художников. Расскажите о нем.
– Он был образован в феврале 1999 года. Цель – защита прав художников. Профсоюз не должен заниматься выставочной деятельностью, прежде всего – осуществлять юридическую защиту, следить, чтобы никто не покушался на его права. Профсоюз помог многим, работы в этом плане предостаточно.
Еще одно направление деятельности Профессионального союза художников – забота о заработке профессионалов. Я стал инициатором выпуска рейтинга художников. Настоящие художники умирают с голоду, а халтурщики – процветают. Так вот, рейтинг, составленный известными искусствоведами, все ставит на свои места. Талантливый художник должен иметь свою цену. Рейтинг дает зрителю, покупателю инструмент, научный подход к оценке той или иной картины или скульптуры.
Мой рейтинг выдержал уже три издания. По сути, все художники признали его. Были замечаний, какие-то пожелания. Многое было учтено в последнем выпуске.
P.S. автора статьи А.Иванушкина:
Не раз я бывал в гостях у Булата Окуджавы. Беседы с ним печатались в "Народной", в других изданиях. Во время последней встречи, незадолго до кончины он прочитал мне девятистишие о художнике Заграевском.
Завтра есть с кем
Выпить виски,
Вспомнить об искусстве вечном.
Ну конечно, с Заграевским,
С наивистом самым вешним.
Он, когда картины пишет,
Бог его рукою движет.
Бог – всегда его помощник.
Вот такой Сергей художник.
Б.Окуджава.
Газета «Наша жизнь», № 9 (233),
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.