НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА»
Академик Сергей
Заграевский
Не стоит прогибаться под изменчивый мир –
однажды он прогнется под нас
(заметки о творчестве Арона Буха)
Москва,
С.В. Заграевский © 2007
Арон Бух. Автопортрет.
До 80-х годов ХХ века Арон Фроимович Бух (1923–2006), как говорится, начинал как все и писал как все. Рождение в Бердичеве, в 1926 году – переезд с родителями в Москву, военная юность (работал с радиоактивными материалами на оборонном заводе, просился на фронт добровольцем – не взяли), в 1947 году – окончание училища имени 1905 года (учителя – К.Ф.Юон и В.Н.Бакшеев), в 1957 году – вступление в Союз Художников, в 1960-е годы – поездки по колхозам с целью портретирования «героев труда», в 1971 году – первая персональная выставка, в 1984 году – еще одна (и в советское время последняя)…
Словом, обычный путь обычного члена МОСХа. Таких были тысячи – привыкших к обязательным госзакупкам, к оплачиваемым больничным листам, к поездкам в дома творчества, к участию «по рангу» во всесоюзных, городских и прочих выставках. Это были те, о которых Андрей Макаревич писал: «Он был, как все, и плыл, как все, подальше от крутых берегов».
Впрочем, в работах этого времени у Арона Буха уже прослеживались ростки того, что позднее превратило его в одного из величайших российских художников – «информативный» мазок, «разложенный» цвет, смелость и неожиданность композиции… Но эти «ростки» были у многих (вспомним замечательные ранние этюды Лактионова!), а потом, с возрастом и многими годами «езды по накатанной дороге», все это исчезало, и художник превращался в «образцового соцреалиста».
В процитированной песне Макаревича есть такие слова: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир – однажды он прогнется под нас». Только бываем ли мы готовы достойно встретить и не упустить тот момент, когда мир прогибается под нас?
Арон Бух оказался готов. Метаморфозы, произошедшие с его творчеством и с ним самим в конце восьмидесятых годов, просто удивительны. Когда он вдруг «освободился» и стал тем Бухом, который сейчас не нуждается ни в каких представлениях, ему было уже за шестьдесят.
Страна бурлила, любой росток был готов в кратчайший срок расцвести и принести самые пышные плоды. Как грибы, стали расти коммерческие галереи. И галеристы Буха заметили – не могли не заметить. Его «новое» творчество оказалось настолько уникальным, что и отнести его к какому-либо из известных направлений было непросто (импрессионизм? постимпрессионизм? фовизм? реализм?), а уж найти ему какую-либо замену еще сложнее. Хочешь привлекать клиентов яркой, сочной, жизнерадостной, неповторимой и при этом вполне фигуративной (даже можно сказать – реалистичной) живописью? Без картин Буха не обойдешься.
Бух «образца восьмидесятых годов» не работал на рынок и не шел навстречу рынку. Рынок пришел к нему и начал работать на него. Кто из нас может быть уверен в том, что его ждет обеспеченная старость? И чем обеспеченная – собственным трудом! Да и каким – живописным!
Не знаю, как вы, а я Арону Буху завидую. Достойно прожить жизнь, оставить богатейшее творческое наследие и работать буквально до последнего вздоха – чем не высшее счастье, отпущенное на Земле человеку?
Осип Мандельштам когда-то писал: «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза». Эти слова могут быть с полным правом применены к картинам Арона Буха.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА»