НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 14, 30 авг.—5 сент. 1999 г.
От редакции
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КИТЧ
Ну что же, господа, настало время поговорить откровенно и начать называть вещи своими именами. Что такое китч – знают все. Обычно это слово переводится с немецкого как «дешевка» или «массовая продукция».
Наверное, государственные заказы в области монументальной скульптуры или архитектуры дешевкой назвать нельзя – это миллионы и миллионы долларов. Но что мы видим в итоге?
Перепев народных мотивов по Васнецову и слепок с иконы Георгия Победоносца? Ангелочков, дующих в трубы, и зализанные портреты власть (и деньги) имущих? Это полностью подпадает под второе определение китча: «массовая продукция».
И дело тут не только в личных взаимоотношениях монументалиста (портретиста) с правительственным чиновником. Беда в том, что за основу берется не мнение профессиональных искусствоведов, а неразвитый вкус абсолютного большинства – потенциального электората, и в соответствии с ним формируется госзаказ. Это и есть государственный китч.
Господа власть имущие! Прошли те времена, когда важнейшим из искусств для нас являлось кино (вино и домино). Оболванивание людей имеет свои пределы, и навязывание им в искусстве «достижений» столетней давности столь же неперспективно, как лозунг «советские микрокалькуляторы – самые большие в мире». Уродование российских городов откровенно вторичными монументами, искусственно раздутые очереди «ходоков» к второстепенным портретистам не прибавляют славы ни российскому искусству, ни самой России.
Если вас не волнует добрая память потомков, задумайтесь хотя бы о восприятии страны глазами западных бизнесменов и чиновников, оценивающих Россию с точки зрения инвестиционной привлекательности. Вы думаете, они все идиоты и не видят, на что тратятся их кредиты? Что, они не знают, что именно архитектурные и монументальные новшества – признак демократии, а государственный китч – совсем наоборот?
МОЖЕТ БЫТЬ, ПОРА ПОКОНЧИТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ КИТЧЕМ И ПОСТАВИТЬ ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ В РАВНЫЕ УСЛОВИЯ?
Это не так уж сложно – устраивайте открытые конкурсы на все госзаказы, приглашайте профессиональных искусствоведов, и пусть они, а не чиновники, оценивают проекты. Каждый должен заниматься своим делом.
Сергей Заграевский
Галерея недели
Галерею «Айдан» найти непросто – мансарда огромного сталинского дома на Новопесчаной улице.
Лишний раз убедимся в том, что «публичный» выставочный зал – совсем не обязательный атрибут для коммерческой галереи. Главное – активность на арт-рынке.
Этого у «Айдан» хватает. Непрерывные загранпоездки, недавно галерея участвовала в базельской художественной ярмарке, в сентябре поедет на Арт-форум в Берлин…
Профессионализм – он и в Африке он. Сотрудники галереи постоянно занимаются искусствоведческой экспертизой, и, видимо, поэтому они органически не переваривают халтуру. Ее в галерее «Айдан» не увидишь.
Зато проглядывает небольшой «перекос» в сторону фотографии.
На фотобумаге представлены работы Анатолия Журавлева, Михаила Розанова...
Потрясают фотоработы Рауфа Мамедова. Сейчас «Айдан» представляет серию «Тайная вечеря» – дауны из психбольницы, где Рауф работал фельдшером, в роли Двенадцати апостолов! И почему-то не смотрится грубым кощунством… А качество исполнения и художественный вкус просто выше всяких похвал.
Живописцам трудно не потеряться на фоне этого разгула фототехники, хотя хороши и Тимур Новиков, и Юрий Остров, и Сергей Шутов.
Прекрасным дамам – хозяйке и сотрудницам галереи – удается и держать западный уровень цен, и не пускать в галерею китч. Все это большая в наше время редкость.
ЗСВ
Афоризм недели
чувство иронии – гарантия свободы
Уголок сатирика
С 1 по 5 сентября в ЦДХ на Крымском валу проводится «меховой салон». Нижеприведенные стихи просим не считать за рекламу:
* * *
Покупайте в ЦДХ
Не картины, а меха.
На скульптуры не смотри,
Купи шубу, лучше три.
Что картины на стене?
Покупай пальто жене!
Кровных баксов не жалей
На манто из соболей.
ЗСВ
Анекдот недели
Стоит новый русский и пересчитывает пачку долларов. К нему подходит провинциальный интеллигент и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, как пройти в Ленинскую библиотеку?
– Делом надо заниматься, мужик! Делом!
Даты
На этой неделе под знаком ДЕВЫ 30 августа родился Исаак Левитан (Россия, 1860–1900), просветленный пейзажист.
Художник недели
Это я, Сергей Заграевский, главный редактор газеты, которую Вы сейчас держите в руках.
Живописью я занимаюсь всю жизнь, семейная легенда гласит, что с четырех лет. Это, честно говоря, единственное занятие, которое я по-настоящему любил. Всегда. Я рисовал, работая старшим научным сотрудником на кафедре Прикладной математики Автодорожного института, потом – будучи директором невообразимого числа коммерческих структур, потом – возглавляя до августа 1998 года дочернюю фирму некогда весьма солидного банка.
Перерывов в живописи у меня практически не было, и что получилось за мой более чем тридцатилетний непрерывный живописный стаж – судить Вам. Стиль называется «наивизм». Не «наив» – наивным человеком я себя как-то не вправе считать, а суффикс «изм» здесь вполне подходит.
А что все на моих работах по-детски ярко и радостно – вокруг и так много грязи и горя, если все это еще и с холстов будет смотреть, жить вовсе не захочется. Был такой замечательный французский художник, Рауль Дюфи (1877-1953). Когда его во время очередной мировой войны спрашивали, как он может рисовать «игрушечные» ипподромы и оркестры, если родная страна оккупирована и льется кровь, он говорил примерно то же самое, так что я тут на авторство не претендую.
На живописный стиль Дюфи, впрочем, тоже не претендую – смею надеяться на индивидуальность.
До 20 сентября в «дальней» половине зала № 18 проходит моя персональная выставка, хотя народ уже тихо смеется – это седьмая «персоналка» за последний год. Смейтесь и дальше, а я считаю, что художник должен выставляться при любой возможности. Писать «в стол» грустно, знаю по себе – много лет этим занимался.
Приглашаю всех читателей АРТ-газеты посетить ЦДХ и заглянуть на третий этаж, в зал № 18. Я в этом зале больше всего люблю огромное окно – оттуда замечательный вид на Москву-реку, так что если мои работы и не понравятся, все равно зря время не потеряете.
Сергей Заграевский
Арт-критика
Господа, после визита в ЦДХ и «новую» Третьяковку предлагаю не полениться и прогуляться по абсолютно бесплатному и не только поэтому приятному музею скульптуры Арт-Музеона под открытым небом.
Скульптуры наконец-то расставлены и снабжены табличками. Хулиганья наверняка хватает, но все в очень приличном состоянии, хотя есть досадные исключения в виде насквозь проржавевших металлических скульптур О.Н.Гаркушенко. Может быть, впрочем, это и художественный прием, но если их срочно не законсервировать, от двух очень сильных работ «Слепой» и «Собирающий камни» через несколько лет мало что останется.
Бронза, естественно, держится, есть хорошие работы. Обратите внимание на «Кирилла и Мефодия» Ю.Г.Орехова, соседствующего с кондовым «Лермонтовым» О.К.Комова. Соцреализма много, даже многовато, но на то и музей. Да и соцреализм соцреализму рознь – недалеко от входа с набережной «Ломоносов» Л.М.Баранова, 1975-80 гг., а какая свободная и сильная вещь!
За безносым Сталиным (жуткое, кстати, зрелище, при всей нелюбви к другу советских детей надо бы отреставрировать) сделана великолепная инсталляция – некое подобие клетки, наполненное головами. Жаль, что таблички с именем автора не установлено, он бы заслужил самые теплые слова.
А вообще-то очень хорошо, что парк скульптуры не только существует, но и приведен в порядок. Хотя порядку предела нет, можно бы и почище, и поаккуратнее, но это уже из разряда брюзжания.
ЗСВ
Арт-информ
МСХ приглашает на персональную выставку художника Андрея Дубова (члена и нашего Профсоюза художников). Очень сильный реалист. Выставка работает до 10 сентября по адресу: Кузнецкий мост, 20.
В Выставочном зале «Измайлово» (Измайловский проезд, 4, тел. 166 1727) до 25 сентября проводится выставка Николая Шестеренко «Жизнеутверждающий натюрморт» – живопись и керамика.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ