НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 15, 6–12 сент. 1999 г.
От редакции
Что, господа, совсем плохо? Залы современного искусства пустуют, публика ходит только на кондовый реалистический китч, Москву оккупировали бронзовые поделки в мещанском вкусе…
Пример – часто проводимые в ЦДХ на Крымском Валу меховые, антикварные и подобные салоны. «Крутых» иномарок у входа – уйма, их хозяева подходят к искусствоведам и спрашивают лишь одно:
– А как пройти в меховой салон?
Получив ответ, они идут, потом возвращаются с мехами, и дай Бог, чтобы один из ста заглянул в соседние залы и глянул на картины. А чтобы купил – и вовсе несбыточная мечта.
Плохо? Да. Но давайте вспомним анекдот, чем отличается оптимист от пессимиста. Пессимист говорит, что будет хуже, а оптимист – что хуже некуда. Так вот, в редакции АРТ-газеты работают оптимисты.
Такой ситуации, какая сейчас в стране, не было даже во времена пустых прилавков 91-го года. Да, тогда было еще хуже, но была надежда, а накануне выборов 1999 года у людей отнимают и ее. Никто не верит в правительство, никто не верит в Россию. То обкрадываем собственный народ («банковский кризис»), то весь мир («дефолт»), то потомков («реструктуризация внешнего долга»).
Что ждет искусство среди этого кошмара?
А вот что. Именно в таких ситуациях на смену придворным продажным художникам и поэтам приходят пророки. Сначала в них «бросают каменья», а потом начинают прислушиваться. И тихо, незаметно искусство становится на место мещанского китча, овладевает умами и рано или поздно начинает влиять на политическую ситуацию.
Это произошло и в начале нашего века, и на закате советской власти, так почему этому не произойти сейчас, когда за новорусскими дворцами и шестьсот первыми «Мерседесами» скрывается невообразимая духовная скудость и полное отсутствие мыслей о завтрашнем дне?
Когда Людовик XV в XVIII веке говорил «После нас хоть потоп», его слова мало кто воспринимал всерьез. Людовику со следующим порядковым номером в 1793 году пришлось за это жестоко поплатиться.
Не дай Бог этого никому, но давайте задумаемся. Ведь если заполнить духовный вакуум настоящим искусством – есть шанс обойтись без очередных кровавых революций...
Сергей Заграевский
Художник недели
Елена Ненастина, член нашего Профсоюза художников, пишет и рисует российскую провинцию. Ее небольшие пейзажи построены прочно и плотно по композиции и при увеличении не теряют своих декоративно-монументальных качеств.
Ненастина выступает как свободный организатор пластических форм и остается при этом лириком, тонко чувствующим атмосферу того или иного российского городка с покосившимися деревянными домиками, или скудной растительностью и прочими атрибутами неторопливой провинциальной жизни.
Недавно побывав в Швейцарии, она и там обнаружила свои пейзажи – на этот раз тихой и сытой европейской провинции.
Любимый материал Елены – пастель, с помощью которой она добивается музыкальной звучности цвета и общей колористической гармонии.
Вильям Мейланд
Арт-критика
В ЦДХ на Крымском Валу в зале № 18 по 19 сентября проводится выставка «Дитер Нинабер».
Непонятно, зачем двум известным и неординарным художницам Анне Шубиной и Наталье Данберг понадобилось прятаться за имя мифического коллекционера.
Можно как угодно относиться к «пурыгинской» школе живописи, но несомненно, что Анна Шубина является достойным продолжателем традиций Леонида Пурыгина.
Наталья Данберг – наивист более классический и более теплый.
Афоризм недели
Ссылка на авторитет не есть довод
Уголок сатирика
Известный мастер эпатажа Марат Гельман «прославился» еще и тем, что объявил: поскольку художников слишком много, он лично будет подбирать тех, кто имеет шанс остаться в вечности.
галеристу-большевику м. гельману
Марат о будущем хлопочет
И подбирает худотряд,
Чтоб разобраться ближе к ночи,
Кого в расход, кому отсрочить,
Кого устроить в райский сад.
А в светлых снах Марату снится
Концептуальная столица.
В. Доброфобов
Анекдот недели
Новый русский рассказывает:
– Представляете себе, ездил в Питер, так врезался в лошадь с мужиком, «Мерседес» разбил…
– А мужик и лошадь что?
– А что им сделается, бронзовым?
Даты
На этой неделе под знаком ДЕВЫ 7 сентября родилась «Бабушка» Мозес (США, 1860 – 1961), классик наивной живописи.
Слово искусствоведа
Ангелочки над Пушкиным
Мы много дискутировали в нашей газете на тему Арбата, даже напечатали стихи В.Доброфобова про «Скульптора Б.» Настало время выехать «на место», посмотреть на обсуждаемое произведение монументального искусства – скульптуру А.Н.Бурганова «Пушкин и Натали» и дать некую оценку, по возможности объективную.
Некая конфетная сусальность сразу бросается в глаза, но закрадывается подозрение, что какая-то чересчур конфетная. А когда замечаешь альковных ангелочков с двух сторон, просто теряешься, все-таки скульптор – академик, академики тоже бывают разные, но чтобы уж так совсем… Что-то тут не то.
Еще один внимательный взгляд – и приходишь к неожиданному результату: у Пушкина странный и растерянный вид! И расширенные глаза говорят: а как я сюда попал, к этим ангелочкам и к этой фигуристой даме? А какое выражение лица у поэта – я бы никому не пожелал такое…
Не думаю, что это случайность. Неслучаен и вышеописанный образ Натали, и взгляд Александра Сергеевича. Мы помним, в какой он ситуации оказался после женитьбы, когда по желанию красавицы-жены был вынужден бывать при дворе и вести ненавистный ему «светский» образ жизни.
Но наметанный взгляд арт-критика и неискушенные оценки публики – разные вещи. Люди подходят, фотографируются у ангелочков, и никто не замечает, какие глаза у поэта. В итоге «второй план» скульптуры вытесняется первым – издевательски китчевым, только издевательство происходит уже не над Пушкиным, а над москвичами. Не приставишь же к каждому искусствоведа… А каких денег городу стоило это издевательство – и вовсе тайна, покрытая мраком.
ЗСВ
Арт-критика
В ЦДХ в зале № 21 до 19 сентября – выставка «Живопись джазового настроения» Марины Загер. Где там джаз – непонятно, ему никак не место в страшных грязноколоритных обнаженных натурах, расчлененных телах и откровенной пошлятине. Очень тяжелое впечатление, хотя, наверное, любителей хватает.
В зале № 11 до 19 сентября – выставка Сергея Лычагина (абстракциониста) и Михаила Шашурина (скрупулезного архитектурного пейзажиста). Как ни странно, такое сочетание играет им обоим на руку.
ЗСВ
Слово искусствоведа
О «НУЛЕВОМ» НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «АРТ»
Судя по обложке, это журнал как бы девичий. Между тем художники, в нем представленные, весьма хороши – Михаил Иванов, Владимир Вейсберг, Макс Бирштейн, Татьяна Назаренко, Ирина Старженецкая, Николай Наседкин и, наконец, огромная и диспропорциональная персоналия Гарифа Басырова…
Но журнал – это не имена художников, даже самых блестящих. Журнал – это статьи, это критика, т.е. живое слово о живом искусстве.
Удались в данном случае статьи о городе как пространстве искусства. Прицельно точна и актуальна статья Эмилии Логвинской «Памятник серый обыкновенный». Повезло Басырову с умным автором Галиной Елышевской, и не повезло Старженецкой с разлюлималиновым зрительским восторгом, от которого на сторону воротит. Понятно, что журнал хотел поэкспериментировать и дать непрофессионалу высказаться о профессионале. Увы, получился пшик, и читателям, и самой Старженецкой долго придется утираться от этих, скажем вежливо, сладких брызг.
В остальном это более или менее сносная информация о том, о сем.
О бедном Тер-Оганьяне, например, замолвлено слово в связи с его маловысокохудожественным надругательством над иконами в экспозиции «Арт-Манежа – 98». Жалко птичку. Но гадить все-таки не надо. Карьера Кулика и Бренера не всем по зубам, а по ним-то и получить можно, в чем и убедился «художник-атеист» Авдей. Но это к слову.
Дождемся ли мы, наконец, номера номер один?..
Вильям Мейланд
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ