НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 17, 20-26 сент. 1999 г.
От редакции
Рейтинги художников еще не появились, но слухами земля полнится. И устно, и письменно Профсоюз художников и АРТ-газету спрашивают: «КАК?»
Иногда прибавляют: «ВЫ СМЕЕТЕ?»
Ну что же, ответим сначала на то, как смеем. Мы – массовая общественная организация художников, и этим все сказано. Кому, наконец, сделать то, о чем все говорят уже минимум десять лет, если не нам?
Рейтинг – не государственный закон, обязательный для выполнения, а рекомендация профессионалов. Кто не хочет, пусть не прислушивается. Но уж среди широкой публики его пропагандировать – наше право. Только так, используя авторитет Профсоюза, мы сможем хоть немного оградить публику от беспрецедентного наплыва китча и дать возможность настоящим художникам защитить свое право на признание.
Где художник сможет предъявлять свой сертификат с присвоенной категорией – другой вопрос, но заверяем: чем дальше, тем больше галерей, покупателей и госчиновников будут наш рейтинг признавать.
А на вопрос «Как?» ответим: коллегиально. И, знаете, удивительное единство мнений в нашем Рейтинговом Совете: и у маститых «правых» и «левых» МОСХовцев, и у молодых авангардистов, и у коммерчески настроенных галеристов, и у профессиональных искусствоведов…
Есть, конечно, спорные вопросы, но они возникают тогда, когда творчество самого художника неоднозначно и многогранно, а еще и приходится на смену эпох. Приходим к единому мнению, иногда спорим до закрытия метро, ничего не поделаешь.
Скоро разошлем рейтинги на ознакомление галереям и искусствоведам, а потом будем выбрасывать их на публику. Хотелось бы, чтобы галереи заблаговременно получили на своих художников рейтинговые сертификаты, чтобы не дойти до нервного срыва при сто двадцать первом вопросе потенциальных покупателей:
– А какой рейтинг у этого художника?
Сергей Заграевский
Арт-информ
Галерея «Элизиум» (ЦДХ на Крымском валу, оф. А47Б, тел. 230 0007, 230 0075) 27 сентября 1999 г. проводит благотворительный аукцион, посвященный десятилетию издательского дома «Компьютер-Пресс». Все средства, полученные в ходе аукциона, будут направлены в Центр восстановительного лечения № 2 для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
С 17 по 27 сентября пройдет предаукционная выставка, на которой будут представлены 54 работы русских художников XIX – XX веков: В. Сурикова, В. Серо-ва, М. Нестерова, И. Шишкина, И.Айвазовского, А.Бенуа, Б.Кустодиева, З. Серебряковой, П.Кончаловского, А. Куприна, А.Ведерникова и ряда других, менее известных мастеров.
АРТ-газета от себя заявляет, что, если на аукционе будут представлены серьезные работы этих мастеров, он станет одним из крупнейших событий художественной жизни Москвы. Что же, посмотрим на предаукционную выставку...
В зале № 23 ЦДХ до 3 октября – выставка живописи Александра Матрешина. Он много лет работал книжным иллюстратором, параллельно занимаясь классической живописью и копированием работ старых мастеров.
В зале № 27 ЦДХ до 3 октября – выставка пастелей московской художницы Елены Щепетовой. Она сама говорит о своей живописи словами А. Л. Чижевского: «солнечное эхо земных бурь». Горные расщелины, солнечные закаты, купола миражей среди пустынь – все это знакомо Елене, геологу по профессии, не понаслышке.
Елена черпает вдохновение в своей «нехудожественной» профессии, что в наше время, похоже, становится большой редкостью.
Анекдот недели
Умер очень «крутой» новый русский и, как положено, стоит перед вратами рая, которые охраняет апостол Петр.
Петр ему говорит:
– У Вас были виллы на Багамах, Канарах и в Ницце?
– Да…
– У Вас были «Линкольн», «Феррари» и «Ламборгини»?
– Да…
– У Вас было столько-то миллионов в швейцарском банке?
– Да, но, может быть, я все-таки смогу попасть к Вам в рай?
– Конечно, конечно, только я не уверен, что Вам у нас понравится…
Музей сатиры
От редакции: отнюдь не музеефицированный редактор АРТ-газеты Вильям Мейланд написал это стихотворение в 1981 (!) году. Кто скажет, что оно не злободневно в 1999 г., пусть бросит в редакцию свой самый большой камень.
Кое-что, впрочем, за восемнадцать лет устарело – герой стихотворения и Социалистического Труда, академик Дмитрий Налбандян, скончался в 1993 г. на 87-м году жизни. Именно он, когда его спросили, в каком жанре он пишет, ответил: «В жанре вождя».
Нынешнее преуспевание остальных героев и расползание по Москве их персональных музеев известно всем. А если кто-то слышал только про галерею А.М.Шилова на Знаменке, то сообщаем, что ДК «Строитель» на Волхонке, прямо напротив Пушкинского музея, все-таки отдают И.С.Глазунову под персональный музей. Даже Налбандян такого не удостоился…
Трем наилучшим художникам СССР
Спросил Налбандян Глазунова: «Илья,
Кто лучше работает – ты или я?»
Господь, их услышав, сказал нежно: «Братцы,
Зачем вам, великим, друг с другом тягаться?
Пусть критики МОСХа зайдутся от крика…
Велик только тот, кто рисует великих».
Привнес Налбандян в жанр портрета свой лепет.
Привнес и Илья, повергающий в трепет.
Альенде и Урхо, Индира и Брежнев…
Возможно ль писать их нежней и манежней?
Дерзайте, друзья, модернизмы гвоздя!
Да здравствует живопись в жанре вождя!
Господь примирил их, но вынырнул третий,
Кого он по старости лет не заметил, –
Румяный, космически вежливый Саша.
Пастельный в руке навострен карандашик.
Учителя он переплюнул в салоне –
Портреты его во сто крат лактионней.
Вот локоны нежные, вот пеньюар,
Портреты артистов и скромных совбар,
Герои из космоса, ихние детки,
Дипкорпус и даже российские предки:
Старушки умильные и старики –
Младому Рембрандту все лики с руки.
Увидел Господь его девочек милых
И в список великих вписал тотчас: «Шилов».
Пора на троих им отдать Третьяковку,
А то перед массами как-то неловко.
Толпятся, пуская слезу и слюну
В виду этих див, покоривших страну.
Да что там страну – континенты рыдают,
Когда их Илья Глазунов посещает.
Езжайте в ЮНЕСКО – зайдетесь от смеха:
Панно Глазунова как новая веха
В российском искусстве. Сверхфотомонтаж
Приводит парижскую публику в раж.
Культура России вовек не забудет
Илью, что сумел ее вывести в люди.
И как справедливо, что там, средь великих,
Мелькают его, глазуновские, лики!..
А следом и Шилов собрался в загранку…
Один Налбандян пишет Кремль спозаранку.
Действительный член и Герой Соцтруда
По опыту знает: Париж – ерунда.
Верней на Кропоткинской признанным быть
И в Кремль, как к себе в мастерскую, ходить.
Он знает всей плотью своею восточной,
Что власть, лесть и кисть – сплав весьма жаропрочный,
Что он, как послушник сладчайшего изма,
Прославит страну в меру сил организма.
Так пусть же растет слава всех налбандянов,
В трудах истощающих свой организм!..
Ура и осанна! Ура и осанна!
Всем, кто проповедует налбандитизм!!!
Вильям Мейланд, 1981 г.
Для справки: Александр Лактионов (1910–72) – автор знаменитой картины «Письмо с фронта», в свое время широко известный как салонный портретист. Выпавшее из его рук знамя нашлось кому подобрать.
На Кропоткинской (Пречистенке) находится Российская Академия Художеств, чей нынешний президент, к сожалению, в 1981 году еще не успел заполнить Москву монументами, а то, наверное, тоже попал бы в стихотворение.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ