НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 19, 4–10 окт. 1999 г.

 

От редакции

 

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

 

Музеи, как известно, бывают государственными или частными. Последние могут разориться и быть распроданными с аукциона, но государственные – никогда. Они вечны если не в масштабах истории человечества, то в масштабах национальной культуры.

А кто оценивает современное искусство для помещения в “вечный” (государственный) музей?

Прежде всего, профессиональные искусствоведы. Но и им свойственно ошибаться, и окончательное слово все равно скажут потомки.

Так и происходит, и даже в сверхконсервативных музеях типа Третьяковки экспозиция медленно, но постоянно обновляется, даже Зверева, наконец, признали. Это нормально и естественно.

А что бывает, если в ранг государственного музея возводится галерея одного современного художника? Что бывает, если А.М.Шилову отдается целый комплекс домов на Знаменке, а И.С.Глазунову – бывший ДК “Промстройматериалы” на Волхонке, святом месте, напротив Пушкинского музея?

Бывает печально.

В редакции АРТ-газеты работают современники весьма уважаемых вышеназванных господ, значит, наша газета может ошибаться, негативно оценивая их творчество. Но давайте заглянем хоть немного вперед. Вдруг наши ближайшие потомки все-таки решат, что “гений” слегка устарел и неплохо бы его “шедевры” потеснить?

А музей-то персональный! Ох, господа власть имущие, ваши преемники устанут судиться с потомками Шилова и Глазунова. Подумайте сто раз, прежде чем идти на такие глобальные поступки. Или думаете, что как дали, так и отберете? С маузерами, в случае чего, возьмете, как Зимний?

Нет, чем глубже будет укореняться (дай-то Бог) в России законность, тем труднее будет исправлять недальновидные поступки, возведенные в ранг закона.

А конкретно по поводу открытия государственного (вечного!) персонального музея – подождите, никто таких вещей при жизни художника не делает, пусть его творчество сначала пройдет проверку временем.

Сергей Заграевский

 

Арт-критика

 

В ЦДХ на Крымском валу:

В зале N 14 по 14 октября – выставка Рамазана Усеинова. Восточные, чересчур восточные работы. Национальная тематика хороша, но в меру. Почему-то на барышень в сарафанах у русских художников глядим свысока, а аналогичные вещи у “заезжих музыкантов” воспринимаем нормально, как экзотику.

В том же зале – выставка супружеской пары Коцаревых: Валерии и Игоря. Редкий случай (да простят меня феминистки), когда жена имеет явно более инди-видуальный и узнаваемый стиль, чем муж. Снобы могут обзывать глазастых барышень Валерии “салоном”, но это только внешняя сторона. У ее персонажей есть характер, и это главное.

В зале N 14А по 14 октября – графика Андрея Сысолятина. Профессионально, но не более, чем Дега, а с последним уж очень много аналогий.

В зале N 11 по 14 октября галерея Насти Писаревской выставляет живопись Сергея Демина “Русский лес”. Лес как лес, ничего более.

В зале № 19 по 10 октября – выставка работ Владислава Стальмахова. Откровенная “работа под наив”. Напоминает мультики Татарского.

ЗСВ

 

Арт-информ

 

В ВЗ «Измайлово» (Измайловский пр., 4, тел.1661727) по 24 октября – персональная выставка художника из Костромы Бориса Орлова «Озаренный солнцем».

 

Афоризм недели

 

Богат тот, кто беден желаниями

 

Уголок сатирика

 

*          *          *

 

Грущу по осени – искусство

Все лето было как во сне.

Художники копили чувства

От дел столичных в стороне.

 

Но вновь открыт сезон – Сезам

Волшебных красок снова блещет...

От пестроты болят глаза,

Обилье кажется зловещим.

 

Вещает гений. Дилетант,

Потея, тычет кистью в краски.

О, Боже! Дай и мне талант

Понять хоть что-то в этой пляске.

 

В.Доброфобов

 

Анекдот недели

 

Учительница говорит сыну нового русского:

– В сочинении ни одной ошибки! Скажи, твоему отцу кто-нибудь помогал его писать?

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ВЕСОВ родились художники:

7 октября – Ле Корбюзье (Франция, 1887-1965), посредственный художник, по совместительству выдающийся архитектор.

9 октября – Николай Рерих (Россия, 1874-1947), яркий художник индийской ориентации.

10 октября – Антуан Ватто (Франция, 1684-1721), родоначальник стиля рококо.

 

Наш город

 

Поздравляем Москву с новым “шедевром монументального искусства”!

 На задах Кутузовского проспекта, как известно, строится суперсовременный мост в сторону Экспоцентра, со стеклобетонным небоскребом в начале. Проход к мосту со стороны проспекта найти весьма мудрено, и его решили как-то обозначить.

 Вполне логично, что, если мост почему-то назвали весьма нетипично “Багратион”, то и перед небоскребом, между двумя сталинскими домами, на “красной линии” проспекта поставили памятник князю Багратиону. Скульптор – Мераб Мерабишвили.

Стоит памятник в тесном окружении отнюдь не маленьких домов, но на непропорционально низком пьедестале, и при своих немалых размерах практически незаметен. Это бы еще полбеды – памятник все же более-менее динамичен и имеет единую пространственную доминанту. Впрочем, достаточно примитивную – сабля параллельна руке, та – ноге, потом ноге коня, потом линии постамента…

А полторы беды вот где. Князь передан с такими подробностями, что видна каждая нитка на эполетах, а уж конь-то и подавно – по брюху физиологично извиваются вены. И при этом супернатурализме у героя, ведущего полки в бой с саблей наголо, почему-то ледяное и отстраненное выражение лица, но зато “повезло” коню – его глаза выпучены до невероятности. Создается впечатление, что бедное животное душат.

Скульптор, делая римейк с Медного Всадника, видимо, перепутал выражение лиц у человека и лошади… Шутка.

А если без шуток, то это уже даже не плохой вкус, а откровенный непрофессионализм.

Кутузовский проспект – не Арбат и не Сретенка. Ему терять нечего, он от кошмарного Багратиона стал не лучше и не хуже. Но ведь не бесплатно же поставил г-н Мерабишвили свой памятник! Уж лучше бы выплатили компенсации нескольким сотням обманутых вкладчиков или какие-нибудь дороги починили…

ЗСВ

 

Слово искусствоведа

 

Мало-помалу Третьяковка начинает проявлять интерес к современному искусству. Впрочем, начинает ли? Время идет, то, что было современным, спустя какое-то десятилетие становится уже историей, как и Анатолий Зверев, скончавшийся в 1986 году.

Личность Зверева, неординарная и противоречивая, обросшая мифами и домыслами еще при жизни, гораздо лучше видится на расстоянии лет, впрочем, как и все большое. И самую объективную оценку художнику дают его работы. Живопись и графика собраны на выставке в таком количестве, которого еще никто не видел. Основную работу по подбору экспозиции проделала галерея “Кино”. Третьяковке принадлежит всего тридцать рисунков, да и те подарены коллекционерами Зинаидой Поповой-Плевако и Сергеем Кузнецовым.

Вопреки расхожему мнению, что Зверев исписался к концу 60-х годов, выставка позволяет убедиться в том, что художник создавал шедевры на протяжении всей своей жизни. При огромной плодовитости не все работы равноценны, но даже автопортрет, написанный за три дня до смерти, поражает безукоризненной техникой и духовной наполненностью. Очень много рисунков, черно-белой графики. Собран целый зал автопортретов художника, нередко гротескных, ироничных. Удивительная лаконичность, точность росчерка позволяют знатокам причислить Зверева к лучшим рисовальщикам ХХ века. Талант-самородок, Зверев был невероятно открыт культуре и прекрасно самообразован.

Выставка является памятником не только самому Звереву, но и той московской интеллигенции, которая бережно сохраняла его наследие. И то, что Третьяковская галерея выглядит сегодня довольно жалко на фоне энтузиастов и настоящих ценителей искусства, чрезвычайно огорчает. По какой-то трагической закономерности в любую эпоху находятся свои “объективные причины” для государственных организаций, чтобы быть в стороне от своих прямых обязанностей: то жесткая идеология и цензура, то отсутствие финансирования.

И, как ни парадоксально, в нашей стране вечно живым будет лозунг “Искусство принадлежит народу”. Тому самому народу, который его создает и бережно сохраняет.

Вера Собко

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ