НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 24, 8–14 ноября 1999 г.
От редакции
С нашей арт-критикой происходят потрясающие вещи. Художники и галереи за годы, прошедшие с краха советской власти, привыкли к абсолютно четким «рыночным» отношениям между ними и критикой: заплати энную сумму, и будет тебе восхваление, написанное профессиональным искусствоведом.
А так как последний в этом случае связан жанром хвалебной оды и (или) полученной суммой денег, из-под его пера выходят примерно следующие тексты:
«...Вечерение мира, образование в его сумерках множества тайных, интимных миров... когда исчерпывается историческая идея и расцветает метафизическая, когда исчезает прожорливая гусеница цивилизации и неожиданно выпархивает ее бессмертная душа, ночная бабочка-культура».
Это не редакция АРТ-газеты придумала – куда нам! Это известный искусствовед написал по поводу творчества не очень известной художницы.
Будьте уверены, господа, что подобный стиль письма и искусствоведа быстро делает менее известным, и славы художнице не прибавляет.
Да, среднестатистический зритель у нас в искусстве разбирается слабо, но он готов учиться у профессионалов. А когда со стороны последних на него изливается подобная неинформативная велеречивость, он интуитивно отгораживается от нее глухой стеной и начинает озираться: а кто еще может что-нибудь подсказать?
А подсказка тут как тут. Вся Москва увешана призывами посетить галерею «народного художника СССР А.М.Шилова» и уставлена монументами не менее «народного» скульптора З.К.Церетели. А тут еще кого-нибудь опять режут в галерее концептуалиста М.А.Гельмана, и получается вполне сбалансированная картина столичной художественной жизни, в которой не хватает лишь одного – подлинного искусства.
А оно есть, и, к счастью, не вся культура подпадает под определение «ночной бабочки» процитированного искусствоведа. И ведь сам-то он не воспринимает свои слова серьезно, иначе что ему, извините, пришлось бы сказать про себя, служащего культуре?
Он, конечно, никого не хотел обидеть, и тем более себя, но это пример, куда заводит жонглирование словесами. А публика ждет не восхвалений, а объективных и беспристрастных оценок.
Сергей Заграевский
Художник недели
Сравнительно недавно трудно было представить персональную выставку красноярского художника Андрея Поздеева в Третьяковской галерее. Единственное, о чем приходится сожалеть, что сам автор не дожил до ее открытия.
В экспозиции представлены все периоды творчества Поздеева от ранних портретов и натюрмортов (в основном, букеты) до символических и геометрических композиций. Сухость и холодность последних кажется чем-то нелогичным после многолетней работы художника в декоративной и экспрессивной манере.
Тем не менее, путь Поздеева от фигуративных произведений к знаку и почти чистой абстракции был достаточно постепенным и последовательным.
Его восторженные поклонники говорят о нем, как о художнике ХХI века. Между тем, на всех этапах своего творчества Поздеев видится не столько открывателем неведомых горизонтов живописи, сколько мастером, сумевшим обобщить многие достижения искусства уходящего столетия.
Он был одним из самых ярких и стойких «шестидесятников» (хотя и никогда не называл себя так), сумевших выжить в провинции и отстоять свое искусство в глухие годы.
Вильям Мейланд
Арт-информ
В ЦДХ на Крымском Валу, в галерее Карины Шаншиевой (1 этаж, оф.168, тел. 238-8392) по 10 ноября проводится выставка произведений Гоши Ляховецкого. Акварель – птицы, цветы, петухи...
Афоризм недели
Один анекдот о человеке стоит обширной биографии
Уголок сатирика
Кумирам
Публика дебилово
Полюбила Шилова,
Хотя Саша, право слово,
Хуже даже Глазунова.
Знать, народ совсем ослаб –
Всех допек титан Зураб,
И теперь, куда ни глянь,
Всюду бронзовая дрянь.
В.Доброфобов
Даты
На этой неделе под знаком СКОРПИОНА родились:
9 ноября – Роберт Фальк (Россия, 1886-1958), последователь Сезанна, но ни в коем случае не подражатель.
11 ноября – Поль Синьяк (Франция, 1863-1935), пуантилист или дивизионист (с крупными мазками).
14 ноября – Клод Моне (Франция, 1840-1926), центральный «столп» импрессионизма (а «Завтрак на траве» написал Эдуар Мане).
Анекдот недели
Новый русский в Эрмитаже видит молодого художника, копирующего картины.
– Скажи, а куда девают старые картины, когда новые заканчивают?
Наш город
Прогулки вокруг Манежа
(продолжение)
Московский скульптор Александр Рукавишников, как опытный слаломист, миновавший всех конкурентов (в чем ему содействовали пришедшие к власти архитекторы), установил перед строгими конструктивистскими пилонами библиотеки памятник Достоевскому. «Совесть русской литературы», Федор Михайлович, сползает с пьедестала, как подагрик. Не исключено, что в замысел скульптора входило намерение показать писателя-страдальца. Но он, как-никак, бронзовый, а мы-то живые. Нам тяжелее от художественной несуразности происходящего на фоне библиотеки, Кремля и неба.
Быстрота, с которой центр Москвы покрывается, как паршой, маловысокохудожественными памятниками, обескураживает и пугает. Возможности современной строительной техники и практически полное отсутствие конкурсных фильтров и иного общественного контроля отдают Москву на откуп пробивным деятелям изоискусств, навязывающим свои творения не слишком обремененным художественным вкусом городским властям. Эстетический уровень большинства памятников и монументально-декоративного оформления города остановился на зияющих высотах брежневской эпохи.
Гомерическая эклектика помпезных экстерьеров и интерьеров новейших общественных зданий, многочисленных банков, фирм, ресторанов и прочих престижных заведений сегодня вполне может поспорить с такой же кудрявой эклектикой загородных фантазий «новых богатых». Арки, шпили, купола и прочие «арабские» резвости, громоздящиеся в зеленой зоне вокруг Москвы, созданы по двум взаимосвязанным правилам. Первое, по которому действуют заказчики, звучит по-купечески: «Сделайте нам красиво!»
(Продолжение следует)
Вильям Мейланд
Художник недели
От редакции: сегодня у нас в гостях художник Андрей Шилов. Работы у него яркие, теплые, живые и душевные. Но что такое иметь в однофамильцах Александра Максовича, пусть расскажет он сам.
«Что в имени тебе моем...»
Быть художником с фамилией Шилов сегодня в Москве – это и приключение и курьез. Сразу после приветствия – «Родственник?» или: «А я знаю»! Знакомый искусствовед рекомендует меня кому-то по телефону. – Как, еще один Шилов? – Нет, этот наоборот (горжусь этим «наоборот»).
Всех прадедов я знаю. Военные, ямщики, крестьяне, мещане, приказчики – ни одного по имени Макс, а опять же наоборот – Ерофей, Сильвестр, Иван...
Лучами славы все же попользовался. В 1977 году был с девушкой в кино, а перед фильмом кинопрограмма – «Земля художника Шилова» и через неделю картинки в «Огоньке». Тут пришлось и подивиться и посмеяться. Сначала разочарование – вот тебе и прославил фамилию. Зато достаточно рано задумался о своем собственном и неповторимом узнаваемом стиле.
На первую персональную выставку в 1983 году в малоизвестном ДК хвост стоял на два квартала, хотя и имя было прописано и репродукция... Скандал был, но не такой большой, как очередь. Зато ДК сделал годовой план по билетам за один день. Некоторые поклонницы «Саши», в дорогих шубах, даже автографы у меня брали – для курьеза.
Готовилась выставка за границей. Главный – Глазунов. Моя фамилия в длиннейшем списке претендентов. Список сократили, многих не пустили, ну, а мне – пожалуйста. В том немецком каталоге так и стою рядом с Ильей Сергеевичем в роли «авангардиста».
Последний курьез был в позапрошлом году в мае на открытии шиловского музея. Я не знал и назначил свою выставку в музее Кунцево – новые работы. Очереди-то не было, но телефон – столько теплых слов я никогда больше не слышал. Благодарил и отсылал на Знаменку, конечно.
Больше половины жизни живу я уже с привычным вопросом: «Тот самый или родственник?» Псевдоним брать не стал, только фамилию пишу так, как ее еще деды и прадеды писали – Шиловъ.
Но одному замечательному художнику я все же родственник: прабабушка – Мария Голицына. Так что примите поклон, Илларион Владимирович.
Андрей Шилов
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ