НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 25, 15–21 нояб. 1999 г.
От Профсоюза художников
проблемы Ассоциации искусствоведов
9 ноября в ЦДХ прошло отчетно-выборное собрание АИС (Международной ассоциации искусствоведов). Обычно такое мероприятие занимает 5-6 часов с перерывом на обед. На сей раз московские искусствоведы уложились в 3 часа, поскольку обсуждать, голосовать и всерьез спорить о чем бы то ни было особых причин не оказалось.
На счету Ассоциации в Сбербанке, начиная с 1997 года, нет ни одного рубля. Своего имущества и даже малой площади, где можно было бы собираться и обсуждать профессиональные творческие проблемы, искусствоведы также не имеют.
То малое, что было на Беговой улице, д.7/9, и значилось как “часть зала”, захватил “большой брат” – Союз Художников России, который давно ведет себя по отношению к столичным искусствоведам как кукушонок, выпихивая из некогда общего союзного гнезда “лишних”. Секретариат СХ России, по выражению нового председателя АИС Михаила Лазарева, превратился по существу в “компанию по управлению имуществом, принадлежащим Союзу или им присвоенным.”
Собрание искусствоведов приняло обращение к предстоящему в ближайшие месяцы Съезду московских художников, где сформулированы все обоснованные претензии к “российскому” руководству и констатируется печальная ситуация, в которой оказались более четырехсот членов секции критики и искусствознания столицы.
Не менее важное обстоятельство – возраст большинства членов секции, которая в последние годы перестала пополняться молодежью. А это гораздо более серьезная проблематика, чем собесовская, и ее нельзя разрешить в судебном или административном порядке.
Председатель секции искусствоведения Профессионального союза художников
Вильям Мейланд
Художник недели
Точнее – художники. Троюродные братья, оба родились в начале пятидесятых годов в селе Чалтырь под Ростовом-на-Дону. Это Кероп Согомонян и Калуст Мовсесян.
Село небольшое, и удивительно, что каждый из братьев сам по себе – яркая индивидуальность. Впрочем, когда они выставляются вдвоем (чаще всего их работы можно увидеть в галерее “Лез Ореад”, в ЦДХ), видно, что у них много общего. Общность выражается прежде всего в портретах, причем это не самая сильная сторона обоих художников. Глазастые личики слегка отдают конфетностью.
Но уж пейзажи… Что у Калуста, что у Керопа – замечательные! У Калуста Мовсесяна они скорее пастельных тонов, но с изумительно переданным настроением, воздушные и широкоплановые. У Согомоняна цвета более темные и насыщенные, а детали более прописаны.
Согомонян силен еще и натюрмортами, а они подвластны далеко не каждому, хотя пытаются их писать практически все.
Жаль, что оба брата сейчас не имеют возможности спокойно ходить по Москве – кавказская внешность... За державу обидно – Россия никогда не отличалась шовинистской истерией и не превращала художников в потенциальных преступников наравне с торговцами наркотиками.
ЗСВ
Даты
На этой неделе под знаком СКОРПИОНА 21 ноября родился Рене Магритт (Бельгия, 1898-1967), сюрреалист.
Афоризм недели
Где все виноваты, никто не виноват
Уголок сатирика
«Русской галерее» на Воздвиженке,5,
разместившейся в музее архитектуры им. Щусева
В галерее «Русской» квас
Наливают прямо в глаз,
А не хочешь квасу – китч
Созерцай, лупясь как сыч.
Славный храм архитектуры
Полон черт-те знает чем,
От реальнейшей халтуры
До абстрактных теорем.
В.Доброфобов
Примечание редакции: в очередном злобном выпаде известного русского поэта имеется фраза, способная вызвать нежелательные последствия, а именно наплыв в «Русскую галерею» больших масс публики в жаркую погоду. На самом деле поэт имел в виду всего лишь квасной патриотизм. Хотя, может быть, галеристы ухватятся за неплохую идею и начнут наливать?..
Анекдот недели
На церковном празднике у храма новый русский кричит:
– Я опять пошел! Я опять хожу!
Его окружают верующие:
– У Вас, что, были больные ноги?
– Нет, у меня только что угнали “Мерседес”…
Наш город
ПРОГУЛКИ ВОКРУГ МАНЕЖА
(окончание)
Воистину «золотое правило» современного придворного архитектора – исполнительско-парикмахерское: «Чего изволите?» Но если в масштабах частного самодурства подобное «зодчество» свидельствует о вкусе частных лиц и уровне бездарности или угодливости исполнителей, то в масштабах столичного города перед лицом его исторической застройки и памятников прошлых веков бездарность и беспринципность ведут к катастрофическим последствиям.
Разве нельзя было, например, без игры в «героев дня» и «референдумы», без телешоу с обиженным Церетели, без продажных комиссий и прочей возни рассмотреть безумный проект памятника Петру I еще на бумаге? Настоящим специалистам наверняка хватило бы воображения, чтобы понять, какая чума надвигается на оба берега Москвы-реки и весь центр столицы. Увы, все ограничилось запоздалым возбуждением СМИ и позорным заседанием «общественной комиссии», прошедшим в мае 1997 года. Одна из общественниц (искусствовед, много лет проработавший в прогрессивном в 70-80-е годы журнале «Декоративное искусство») договорилась до того, что, оказывается, не памятник Петру плох и несоразмерен городской среде, а устаревшая городская среда не соответствует его державному масштабу...
Изверившиеся “борцы” пассивно констатируют: З.Церетели, А.Бурганов, А.Рукавишников, В.Клыков, И.Глазунов, А.Шилов и другая придворная художественная челядь, а также отвечающая им взаимностью власть – это знамение времени. Все, что они рука об руку сооружают, автопортретно. Но от такой прозорливости не легче. Особенно когда попадаешь в незагаженное пространство других городов, где дискредитирующие искусство и архитектуру проекты являются исключением, а не правилом, как в нашей отдельно взятой столице.
Вильям Мейланд
Арт-критика
В ЦДХ проходит большая выставка художественной фотографии с экзотическим названием и содержанием: “Островные портреты и пейзажи”. Ее автор Стас Намин, известный шоумен и музыкант, увидел сквозь фотообъектив мир людей, зверей и природы Кубы, Перу, островов Пасхи, Таити, Крита и т.д.
Огромные и небольшие, цветные и черно-белые фотографии обнаженных красавиц-островитянок в естественном природном окружении соседствуют с так называемой “постановочной” съемкой.
Лет 10-15 назад наш “широкий зритель” был бы наверняка шокирован подобной фотоэротикой. Сегодня же, приученный телеэкраном и журналами всех мастей, он только вдумчиво прищуривается как эстет, созерцая розовое тело девушки на стволе танковой пушки, снятое к тому же на фоне заснеженных горных вершин. И никого не смущают даже лихие полуобнаженные “хулиганки” вкупе с игривыми жительницами больших городов Латинской Америки, по контрасту с которыми представлены морщинистые старики и старухи.
Никаких особенных спецэффектов Намин не употребляет. Он просто старается заснять свою экзотическую натуру в ее естественном виде. Дальнейшее – дело техники, весьма дорогостоящей и современной. Плюс ко всему еще одно немаловажное обстоятельство – до острова Пасхи и прочих затерянных в океане земель еще надо добраться, а это дано не каждому смертному фотографу даже с хорошей техникой в руках.
Вильям Мейланд
Для того, чтобы у читателя не возникало превратного представления о полном единомыслии в рядах редакции АРТ-газеты, не могу не выразить свой взгляд на выставку Стаса Намина.
В понятие фотохудожника входит не только умение хорошей техникой заснять увиденное (кстати, у Намина техника так себе – вглядитесь в «зерно» и царапины). И грамотная композиция – азы любой фотошколы.
Вопрос прежде всего в оригинальности и вкусе художника. Ни то, ни другое, к сожалению, на выставке не присутствует. Просмотрите пару журналов не вполне пристойного содержания, и поймете, что практически любой профессиональный фотограф, не скованный нравственными рамками, способен на все то, что мы увидели на антресольном этаже ЦДХ. Нам представлен пошловатый эротический фоторепортаж, и отдельные неплохие работы меркнут на его фоне.
Сергей Заграевский
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ