НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 30, 20–26 дек. 1999 г.

 

От редакции

 

Многие говорят: арт-рынок сейчас находится в таком тяжелом положении оттого, что российского зрителя ничем не проймешь – ни искусствоведением, ни рейтингами, ни прессой, ему что понравилось, то понравилось, и на его выбор повлиять невозможно. Этой точки зрения придерживается, к сожалению, большинство галерей. Пришел покупатель, ткнул пальцем в пейзажик, подделку под Шишкина, не зная, что рядом висят работы замечательных художников, например, Натальи Нестеровой (рейтинг 1-А), Арона Буха (2-А) или Владимира Брайнина (2-А). А галерист и не пытается его переубедить и объяснить, что у пейзажиста-шишкинца рейтинг в лучшем случае 5-В, а то и 6-В, и к искусству этот китч имеет отношение весьма слабое. Галерист, конечно, боится, что, не дай Бог, клиент «сорвется» и вообще ничего не купит, но...

Приведем пример: не так давно в ЦДХ прошла широко разрекламированная выставка фоторабот Стаса Намина, а только что закончилась не менее «гром-кая» выставка фото Юрия Роста. Вроде бы условия равны: и там, и тут – известные имена, активная реклама, вся Москва увешана транспарантами. С точки зрения привлекательности для непрофессиональной публики Стас Намин, казалось бы, даже более преуспел – фото яркие, цветные, с многочисленной обнаженной натурой в малопристойных позах, да и сам автор у всех на слуху...

А вот надо же – на черно-белые, скромные, чисто репортажные работы Роста люди глядели часами, а к Намину заходили и проходили мимо... Почему?

Вот почему: каждая работа Юрия Роста была снабжена понятными комментариями. И люди их читали, несмотря на мелкий шрифт, и обычная выставка превратилась в увлекательную экскурсию по искусству и жизни России.

Так неужели наш зритель неспособен понять объяснение галериста о том, какая живопись лучше и почему у художника тот или иной рейтинг? Еще как способен, и хватит держать зрителей за дураков.

А то, что люди ломятся к залакированному «народному художнику Шилову» – не их беда, и не «публика дебилово полюбила Шилова» (так в нашей газете писал когда-то В.Доброфобов). Просто сегодня нет столь же грамотно «раскрученных» альтернатив, ни одна галерея, ни один художник (за исключением, конечно, З.Церетели) неспособны с такой последовательностью и трудоспособностью пропагандировать свое направление в искусстве.

Так что мешает эту альтернативу создать? Для этого уже есть универсальная основа – простой и понятный рейтинг Профсоюза художников, разработанный ведущими искусствоведами. И публика рано или поздно к нему прислушается.

Сергей Заграевский

 

Галерея недели

 

Есть в Центральном доме художника на первом этаже слева небольшой коридорчик. Почему-то он никак не обозначен, и не всякий туда заходит, а зря. Там находятся пять очень сильных галерей, и мы сегодня расскажем об одной из них. Единственной, специализирующейся на антиквариате.

Название у нее несколько экзотичное, но запоминается – “ШАТЦи”. Директор – Ирина Тюрина.

Антиквариат бывает разным. И горшки, и китчевые поделки, и столики. и шторы... В галерее “ШАТЦи” Вы ничего подобного не найдете, только живопись. Если антикварную, значит, до 1950 года (полвека – официально установленный срок, когда любая мазня автоматически превращается в антиквариат).

Но работы Павла Кузнецова или Артура Фонвизина мазней не назовешь, а именно такие художники и составляют основу галереи “ШАТЦи”. Хорошо, когда антикварная живопись подбирается по тому же принципу, что и современная: галеристы не просто выставляют все подряд, а как будто пропускают через себя. Работа галериста получается вдумчивой, с искусствоведческим наполнением, да и отождествление антиквариата с комиссионным магазином оказывается неуместным...

ЗСВ

 

Анекдот недели

 

Разговор в отделе криминальной хроники газеты:

– Надо же, уже вечер, и до сих пор ни одного убийства или грабежа!

– Не волнуйся, что-нибудь должно произойти. Я оптимист и верю в человеческую натуру…

 

Афоризм недели

 

Иногда большая часть побеждает лучшую

 

Уголок сатирика

 

От редакции: 15 декабря в Москве, на Петровке, 25, с обычной для З.К.Церетели помпой открылся его «Музей современного искусства». Известный русский поэт В.Доброфобов, как всегда, отреагировал быстро.

 

*          *          *

 

Музей, о котором твердили,

Основан могучим Зурабом.

У входа металл в изобильи –

Медь вздулась крутым баобабом.

 

А в залах поистине диво –

Восточный базар, да и только.

Какая инициатива

Нужна для музейной помойки!

 

Дали, Пикассо вместе с мылом

Советского стиля суровым...

Пестро и по-девичьи мило.

Эклектика – жизни основа.

 

И Никас Софронов – до кучи,

И Митя Тугаринов – вкупе...

Что нам Гугенхаймы? Мы круче.

Даешь, Зураб-джан, черта в ступе!

 

В.Доброфобов

 

Для справки: музей современного искусства Гугенхайма – пока еще крупнейший в мире, расположен в Нью-Йорке и имеет филиалы в некоторых странах.

«Суровое мыло советского стиля» – так поэт отозвался о «суровом стиле», характерном для позднего соцреализма. Особенность – обедненная, серо-коричневая цветовая гамма. Представители – Н.Андронов, И.Обросов...

 

Слово искусствоведа

 

Мертвая зона «Арт-Манежа»

(с продолжением)

 

9 декабря открылся «Арт-Манеж», который по инерции называют ярмаркой, хотя на этот раз осуществлена типичная выставка современного и далекого от современности искусства разной степени актуальности.

Устроители пишут в каталоге, что «Евро-азиатская зона – это новая тема ярмарки», это «наша попытка создания реальной ниши для существования оригинальной, самобытной и не имеющей аналогов в мире художественной ярмарки», где «на передний план выходит не само произведение искусства, а факт его презентации, экспозиции». Обозначается желание «прорваться за тесные рамки галерейной деятельности».

И куда же? «В сферу дизайна, рекламы, городской среды». Что же мешает, и почему нужно прорываться туда, куда весь мир уже давно прорвался? Оказывается, «при отсутствии арт-рынка необходимо создавать нового потребителя современного искусства, сделать новые эстетические тенденции стилеобразующими».

Итак, задачи и глобальный прицел на будущее устроителями «Арт-Манежа» поставлены. Арт-рынка, дескать, нет и в ближайшие годы не ожидается, а, стало быть, нечего и пытаться его наладить с помощью традиционных галерей и искусства. Нужно сразу брать быка за рога, менять зрителя-потребителя, внедрять в его заскорузлые мозги «передовые» тенденции. Неясно только, зачем при такой декларируемой новаторской крутизне включать в экспозицию нового «Арт-Манежа» самые что ни на есть традиционные галереи и сугубо салонные образования, будь то «Зеро», «Пан-Дан», «Марс», «Слон», «Вертъ», «Восточная галерея» и т.п., вплоть до сладкого антикварного салона «На Манежной».

Полагаю, что тайна подобной неоригинальности и несамобытности проста. Новая «зона», названная «Евроазиатской», несмотря на широкий географический замах, оказалась довольно пустой. Устремленное якобы в далекую будущность, «не имеющее аналогов» искусство, мягко говоря, не обладает пока что необходимой массой. Отсюда особая эстетика экспонирования – обилие белых стен и пустот и десяток сугубо некоммерческих проектов, неосвоенные второй и идеальный для показа современного искусства третий этажи.

Кроме всего прочего, настораживает некрофильский трупный дух, исходящий от главных, ударных мест новой «зоны», где представлены Петербургская «Новая академия изящных искусств» (крупноформатная серая стенопись) и «Якут-галерея» с огромной чернильной композицией. Да и сам свеженький «стилеобразующий» символ «Арт-Манежа-99» с черным зловещим лицом Ивана Грозного ассоциируется прежде всего с кровавым прошлым России. Неужели это и есть наше очередное «светлое будущее»?

Галереи со своим лицом, проводящие последовательную художественную политику, есть, хотя в Манеже они не преобладают.

Прежде всего это галерея «Ковчег», достоинства которой с каждым годом становятся все более и более впечатляющими. «Ковчег» при нынешнем разливанном море агрессивной изобразительной халтуры является спасительным корабликом гуманистической пластики, полностью соответствующим своему библейскому названию. Связь времен, преемственность русского (включая советское) искусства – достойная деятельность этой московской муниципальной галереи. Недостаток у «Ковчега» только один – окраинное расположение на улице Немчинова, 12, куда не каждый любитель искусств способен добраться.

(окончание следует)

Вильям Мейланд

 

Даты

 

На этой неделе под знаком СТРЕЛЬЦА родились:

21 декабря – Натан Альтман (Россия, 1889-1970), авангардист, кубист, автор портрета Ахматовой.

21 декабря – Иван Генералич (Югославия, 1914-1992), виднейший представитель наивного искусства.

Под знаком КОЗЕРОГА 23 декабря родился Карл Брюллов (Россия, 1799-1852), автор “Последнего дня Помпеи”, имеющий в наше время множество подражателей на Крымской набережной.

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ