НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 1 (32), 3–9 янв. 2000 г.

 

Больше, чем стихотворение

 

Иосиф Бродский

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС

 

Плывет в тоске необъяснимой

среди кирпичного надсада

ночной кораблик негасимый

из Александровского сада.

Ночной кораблик нелюдимый,

на розу желтую похожий,

над головой своих любимых,

у ног прохожих.

 

Плывет в тоске необъяснимой

пчелиный хор сомнамбул, пьяниц,

в ночной столице фотоснимок

печально сделал иностранец,

и выезжает на Ордынку

такси с больными седоками,

и мертвецы стоят в обнимку

с особняками.

 

Плывет в тоске необъяснимой

певец печальный по столице,

стоит у лавки керосинной

печальный дворник круглолицый,

спешит по улице невзрачной

любовник старый и красивый,

полночный поезд новобрачный

плывет в тоске необъяснимой.

 

Плывет в тоске замоскворецкой

пловец в несчастие случайный,

блуждает выговор еврейский

по желтой лестнице печальной,

и от любви до невеселья,

под Новый год, под воскресенье,

плывет красотка записная,

своей тоски не объясняя.

 

Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льется мед огней вечерних

и пахнет сладкою халвою,

ночной пирог несет сочельник

над головою.

 

Твой Новый Год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будут свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.

 

1961 г.

 

А «ночной кораблик» со шпиля Адмиралтейства – это же сам Бродский, поэт-ленинградец! Простите, петербуржец...

 

Арт-критика

 

В Московском центре искусств (Неглинная, 14) открылась редкая по красоте и изяществу выставка «Украденное солнце». имеющая подзаголовок: «Театр теней И.Ефимова и Н.Симоновой-Ефимовой 1916-1930 (из собрания семьи И. и Н.Ефимовых)». Помимо театральных (действующих до сих пор) кукол и различных декораций, на выставке можно увидеть тонкую и по-античному свободную графику. Кроме того, продается доб-ротно изданная книга «Эротические рисунки» Ивана Ефимова.

На фоне сегодняшних помпезных и подавляющих своей пошлостью огромных выставок наших поп-звезд (Глазунов, Церетели и т.д.), экспозиция в Центре искусств действительно воспитывает вкус и без каких бы то ни было деклараций утверждает высокую духовность, которой обладали русские художники первой трети ХХ века.

Вильям Мейланд

 

Даты

 

На этой неделе под знаком КОЗЕРОГА родились:

4 января – Василий Перов (Россия, 1834-1882), передвижник.

4 января – Зураб Церетели (Грузия, 1934), монументалист.

6 января – Исаак Бродский (Россия, 1884-1939), соцреалист, автор “Ленина на фоне…”, президент сталинской Академии художеств.

 

Анекдот недели

 

Новый русский на экскурсии в Египте.

Экскурсовод:

– Эта пирамида была построена около четырех тысяч лет назад…

Новый русский:

– Не может быть, сейчас только 2000 год!

 

Афоризм недели

 

Правда всегда более странна, чем вымысел

 

Уголок сатирика

 

Под Новый Год прошла очередная инаугурация Ю.М.Лужкова. Известный русский поэт В.Доброфобов не мог не влить свой голос в общую волну верноподданнического восторга.

 

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

 

Мы мэру очень благодарны.

Он просто Медичи для нас.

Куда ни глянешь – элитарным

Искусством переполнен глаз.

 

Москва музеями покрылась -

Зураб Великий, Глазунов,

На Знаменке сладчайший Шилов...

От счастья не хватает слов.

 

Подагрой скрючен «Достоевский»,

В соплях «Есенин» на Тверском,

На фоне склизских стен отвесных

Развесистый «Багратион»,

 

«Петр», Зоопарк и дважды «Пушкин»,

Бассейный храм, бетон, стекло...

Бог мой! Спасите наши души!

За что нам всем так повезло?

 

В.Доброфобов

 

От редакции: предлагаем всем читателям принять участие в конкурсе! Тот, кто пришлет нам наиболее точное описание перечисленных «шедевров» монументального новорусского искусства с указанием славных имен творцов, получит памятный приз лично от известного русского поэта. Пишите или присылайте факсы!

 

От Профсоюза художников

 

В Профессиональный союз художников обращается за защитой своих прав все больше и больше членов некогда знаменитого Московского союза художников. Что же происходит в МСХ?

Внутренняя жизнь этого союза всегда была тайной за семью печатями, причем не только для общественности, но и для подавляющего большинства рядовых членов МСХ (далеко не все знают даже то, что с 1991 года у нас МСХ, а не МОСХ).

Так вот, речь пойдет о МСХ, существующем с 1932 года, где около шести тысяч членов и который до сих пор является вожделенным источником мастерских для одних художников и привилегий для других, рангом повыше. Отметим, что все имущество – и залы, и мастерские, и художественные комби-наты – досталось МСХ бесплатно, «в наследство» от нескольких поколений советских художников.

В МСХ есть несколько отделений, одно из них – “Ассоциация художников графических искусств” (АХГИ). В последнюю тоже входят шесть отделений, в частности, “Круг” и “Сатира”. Сложная иерархическая структура, и там, в самом низу – около трехсот человек, члены “Круга” и “Сатиры”. Формально – равноправные члены МСХ, имеют такие же права, как и все остальные члены, на пользование имуществом общественной организации, коей является МСХ. А фактически... В общественной организации, согласно закону, все определяется Уставом. А Устав АХГИ, перечисляя отделения, «забыл» про законно существующие “Круг” и “Сатиру”. При этом в АХГИ управление основано на представительстве от отделений, в том числе и имущественные отношения, и выборы руководства, и участие в общих собраниях.

Так и остались полноправные члены МСХ “за бортом”. Но это, как считает руководство союза, “мелочь” – всего триста художников. А что с шестью тысячами? Да то же самое. Все равны, но только, извините, как у Оруэлла в “Скотном дворе”: все особи равны, но некоторые из них равнее других.

Например, где это видано, чтобы на общие собрания отделений общественной организации (МСХ) собиралась всего четверть их численного состава без письменного приглашения всех членов, в них входящих? Разве можно считать такие собрания состоявшимися? А так в МСХ и происходит, и не только в АХГИ. В общих собраниях отделений участвуют только наиболее “равные”, приглашенные Правлениями. Они же выбирают делегатов на общее собрание МСХ. Такая вот «демократия».

А если художник – член МСХ, но не входит ни в одно из отделений (или в неназванное в Уставе, например, в “Круг”), то какие у него права на имущество МСХ и на выборы руководства Союза? Вообще никаких.

А как звучит в Уставе МСХ повод для исключения из членов МСХ и, соответственно, отбирания мастерской? Чисто по-советски: “грубое и систематическое нарушение требований Устава МСХ и нанесение морального и материального ущерба”. Что такое “грубое и систематическое”? Что такое “моральный ущерб” и кому он должен быть нанесен? Да как Правление ре-шит, так и будет. А какое “равноправие”, такое и Правление. Вот и получается, что в любой момент любого художника можно вышвырнуть из мастерской.

А то, что колоссальное имущество МСХ роздано по отделениям без отчета Правления о его использовании – так и вовсе вопиющее беззаконие. Статья 32 Закона об общественных объединениях прямо говорит, что собственником имущества может быть только сама общественная организация, то есть на общем собрании необходимо утверждать бюджет, а Правление обязано отчитываться, куда и как расходуются огромные деньги, получаемые от сдачи в аренду помещений.

Но руководство МСХ передало имущество отделениям и организациям, и в итоге из-за отсутствия отчетности не только потеряло над ним контроль, но и нарушило закон. Кто в данном случае ответственен за моральный и материальный ущерб?

Так, может быть, пора членам МСХ задуматься над тем, кто и как использует (а, может быть, и продает) не только их имущество, но и их конституционные права. Хвастаясь шестью тысячами членов, на деле руководство МСХ про них думает в последнюю очередь, и прежде всего благодаря хитро составленному Уставу. Думается, пора Съезду МСХ этот Устав, мягко говоря, уточнить.

Имеется юридическое заключение на тему всех перечисленных нарушений, где сделан вывод о необходимости принятия новых Уставов отделений МСХ. Не надо ждать, пока вопрос будет рассмотрен членами МСХ в судебном порядке (что, кстати, предложено в юридическом заключении). Незаконность – дело серьезное, с этим лучше не шутить.

Сергей Заграевский

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ