НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 10 (41), 6–12 марта 2000 г.

 

От редакции

 

Мы хотим предостеречь всех наших читателей от весьма распространенного заблуждения: что искусство можно оценивать с тех же позиций, как, например, одежду, обувь, электронику и прочие товары «народного потребления», и что арт-рынок живет по тем же законам, что и рынок любого из вышеперечисленных продуктов.

Нет, и еще раз нет. Арт-рынок – это лишь небольшая надводная часть колоссального айсберга под названием «Искусство». И основание этого айсберга уходит в такую глубину веков, что захватывает дух – египетские и греческие статуи, римские фрески и колоннады, средневековые иконы, холсты братьев Ван Эйков, Леонардо да Винчи, прерафаэлиты, импрессионисты... Представили себе мощность и глубину традиций?

И не только любой художник, но и любой зритель независимо от уровня художественного образования все равно на эти традиции ориентируется, они в нас сидят уже настолько глубоко, что образуют вполне самостоятельный пласт подсознания, который не переломить ни правительственными указами, ни навязчивой рекламой, ни вдохновенными рассказами искусствоведов про то, как «гениален» очередной плагиатор Шишкина или Айвазовского.

Проходит совсем немного лет, и раскрученные «гении» со множеством выставок, а то и с персональными музеями облетают, как шелуха, ибо этот огромный айсберг под названием «Искусство» живет по своим законам.

– Знать бы эти законы, – вздохнете вы. – А то одни искусствоведы говорят одно, другие – другое...

На самом деле все не так ужасно. Дело в том, что искусствовед – тоже человек и тоже хочет кушать, а, значит, его так же можно «купить», как, например, журналиста. Но скажем нашим читателям по секрету: когда искусствовед не связан энной суммой денег, полученной от того или иного художника или галериста, то разброс мнений на удивление узок.

Мы, например, с этим столкнулись при составлении рейтинга художников: потрясающее единство мнений! Максимальный разброс – плюс-минус одна категория, хотя, казалось бы, как непросто разложить современное искусство «по полочкам»...

А все это благодаря тому же колоссальному айсбергу Искусства, чья подводная часть создает в нашем подсознании ту самую единую систему ценностей. И отрицать ее могут только недальновидные или недобросовестные люди, заинтересованные продать бездарный пейзажик а-ля Шишкин побыстрее и подороже.

Сергей Заграевский

 

От Профсоюза художников

 

В Профессиональный союз художников поступают информация от членов Московского союза художников (МСХ), связанная с тем, что даже спустя много лет после вступления в МСХ художнику не предоставляется мастерская. Парадокс заключается в том, что большинство художников вступает в МСХ именно в надежде получить мастерскую.

Дабы развеять ненужные иллюзии, которыми беззастенчиво пользуется захватившая в МСХ власть мафиозная группировка Казанского-Глухова-Бубнова, предлагаем молодым художникам, собирающимся вступить в МСХ, произвести несложный математический подсчет.

У МСХ примерно 3500 мастерских, примерно 6000 членов. В год освобождается в среднем около 40 мастерских (обычно в связи со смертью художников). На мастерские претендует около 80% членов МСХ.

Подсчитаем: сегодня, в 2000 году, длина очереди за мастерской составляет: 6000-3500=2500.

2500х80%=2000 человек. Значит, записавшийся в очередь новый член МСХ получит мастерскую через: 2000:40=50 лет, то есть в 2050 году, а с каждым годом этот срок удлиняется, ибо ежегодно в МСХ вступает не 40 членов, а 200-250.

Некоторые художники находят возможность «договориться» с насквозь коррумпированным руководством МСХ и получить мастерскую вне очереди, но тогда для остальных это получение соответственно отодвигается. Еще лет на 30...

И это издевательство над художниками руководство МСХ гордо именует борьбой за их права?

Сергей Заграевский

 

Афоризм недели

 

Гении бессмертны, но бездари дольше живут

 

Уголок сатирика

 

*          *          *

 

Соцреализм протух давно,

Соц-арт – сравнительно недавно.

Искусство наше – не г...о,

Но портится изрядно.

 

В.Доброфобов

 

Анекдот недели

 

Учитель спрашивает сына нового русского:

– Когда умер Александр Македонский?

– Умер? Я даже не знал, что он болел…

 

Даты

 

На этой неделе под знаком РЫБ родились:

6 марта – Микеланджело Буонаротти (Италия, 1475-1564).Без комментариев...

7 марта – Борис Кустодиев (Россия, 1878-1927), красочный художник с народными мотивами.

 

От редакции

 

Уважаемые господа!

Напоминаем Вам, что АРТ-газету в «бумажном» виде Вы всегда можете бесплатно получить в галереях «Китоврас» и «Гармония контрастов» на первом этаже ЦДХ на Крымском Валу.

После гардероба налево и направо – лестницы, а прямо и левее – коридор, где находятся эти галереи.

 

Художник недели

 

Владимир Чайка не то что молод, а очень молод. Впрочем, Маяковский в этом возрасте уже написал свой шедевр – поэму «Облако в штанах». Помните – «Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний»... Вот столько же лет и его тезке, художнику Чайке.

Те, кто не очень хорошо знаком с творчеством Татьяны Мавриной (1902-1996), говорят, что Чайка похож на нее. На самом деле – ничего подобного. Возможно, прослеживается некая параллель в изображении сугубо русских реалий типа полей и колоколен, но у Чайки другая и цветовая гамма, и мазок, и атмосфера. Естественно, ему еще рано вести ту гениальную «игру», которую могла себе позволить искушенная во всех стилях, суперпрофессиональная Татьяна Алексеевна, ученица Фалька и член «Группы тринадцати».

Но у Чайки есть другое – шанс в эпоху рыночного «миллениума» удержать на холстах нечто свое.

Есть художники, работающие на покупателя, богатство, славу. Есть художники, которым заказывают портреты «сильные мира сего», которых обожают иностранные бизнесмены и новые русские – короче, «денежные мешки»... И дай Бог, чтобы Владимир не соблазнился всем вышеперечисленным – у него в некоторых картинах проглядывает нарочитая лубочность, и ее при желании можно развить в такой «Арбат», что матрешечники обзавидуются.

А можно держать линию Мавриной, которая вынуждена была за свой уникальный стиль заплатить... званием «советского живописца». Да-да, когда она начала писать свои по-настоящему гениальные «наивистические» работы, реакционные руководители МОСХа стали ее считать то ли детским иллюстратором, то ли «народным промыслом», то ли выжившей из ума старушкой. Но она была гением. Впрочем, почему «была» – гении не умирают.

Вот, Володя, перед тобой две дороги. Уже видно, что ты выбрал правильную, но дай Бог тебе на ней удержаться – в 22 года еще очень трудно загадывать на будущее. Могу тебе сказать только одно – настоящему художнику ой как нелегко! Если ты готов и к вежливым отказам галерей, которым подавай очередного Сальвадора Дали, и к пустым выставкам, и к пожимающей плечами публике – тогда дерзай, и ты увидишь, как с годами пожиманий плечами будет все меньше и меньше...

ЗСВ

 

Арт-критика

 

В ЦДХ на Крымском Валу в зале № 2 – выставка галереи «Гармония контрастов» Ирины и Дмитрия Толокновых. Состав художников, как всегда, пестрый, но настолько устоявшийся, что уже выглядит абсолютно естественным наличие в одном зале работ Кати Медведевой и Кати Михальской, Александра Бабина и Сергея Заграевского, Галины Быстрицкой и Георгия Дмитриева. Но эти художники столь грамотно «разведены по разным углам», что впечатление мешанины сменяется настоящей «гармонией контрастов».

В зале № 3 – выставка Сергея Смирнова. Не знаю, остались ли у нас зрители, незнакомые с творчеством Амедео Модильяни. Если остались, то им большеглазые женские лики Сергея могут показаться творческой находкой. Если нет, то Сергею надо коренным образом менять стиль, ибо нельзя же писать так похоже... И еще один аргумент не в пользу подобного стиля: Модильяни писал с натуры (помните портрет Ахматовой?), и его гениальность выражалась в соединении своей стилевой находки с действительным обликом портретируемых. А Сергей, к сожалению, с натуры почти не пишет, то есть у него наличествует только стилевая «находка», которую нашли за много лет до его рождения.

Абрам Цевский

 

От редакции

 

Приносим наши извинения читателям за то, что мы до сих пор не начали знакомить их с прошедшим в начале февраля позорным и скандальным съездом Московского Союза художников (МСХ). Дело в том, что к нам в большом объеме стекается информация о выставках, и мы считаем ее более важной, чем рассказ о тех, кто давно забыл, как держать кисть, но зато преуспел в интригах и обворовывании художников.

Но заверяем читателей: дойдет очередь и до рассказа о «художествах» захватившей власть в МСХ мафиозной группировки Казанского-Глухова-Бубнова.

Сергей Заграевский

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ