НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 13 (44), 27 марта–2 апр. 2000 г.
От редакции
В ЦДХ на Крымском валу прошел «Арт-салон». Организаторы не отбирали работы по каким-либо особенным эстетическим принципам, только выставили некую минимальную планку профессионализма. В принципе, возможно, это демократично и правильно, но посетителям в этом случае оказалась предложена не «красота, которая спасет мир», а вполне представительная модель российского художественного рынка со всеми его «издержками».
А этими «издержками» оказалось огромное преобладание мелко– и крупноформатных пейзажиков, цветочков, доморощенных «сюров» и всего того, что так и называется – «салон». Короче, салонного стиля. И для формирования этого стиля не нужен никакой «концептуальный» подход – рынок сам все расставляет на свои рыночные места. Одному – ларек у входа, другому – в глубине, у одних – товар качественнее, но дороже, у других – хуже, но дешевле, и так далее. Стройматериалы, продукты питания, живопись – рынок уравнивает всех.
Правильно ли сделали организаторы «Арт-салона», что пошли на поводу у рынка? Опять же, с точки зрения демократии – да, но в искусстве большинством голосов вопросы все-таки не решаются...
С другой стороны, опыт провала Арт-Манежа в декабре 1999 года говорит о том, что и «концептуальный» подход хорош лишь тогда, когда хорош «концепт». А где его взять, хороший концепт? Опять на Запад смотреть – так у них там и традиции другие, и зритель другой. Свой разрабатывать – ничего, кроме псевдорусского стиля а-ля Глазунов, пока что не выходит. Вот и получается, что на безрыбье и рынок рыба: какой-никакой регулятор, более-менее отсеивает совсем непрофессиональную халтуру и «чернуху» – и слава Богу. Таковы грустные реалии сегодняшнего дня.
А что делать? Бороться! За искусство, за настоящих художников! И выставлять их, причем безо всяких концептов – просто выставлять. Да, они народ капризный, малообеспеченный, с «рыночниками» куда проще, но ведь всегда можно соблюсти некий разумный баланс и отдать «кесарю кесарево».
Справедливости ради скажем, что на «Арт-салоне» бриллианты в куче китча были. Например, напуганное шквалом критики руководство Московского союза художников решило казаться прогрессивным, и на сей раз выставило на своем стенде Ватагина, Ельницкую, братьев Смолиных и Соколова. Был Злотников, был Браговский, и из регионов были неплохие мастера – новосибирец Хусточко, минчанин Тихонов... На самом деле все не так ужасно, но в массе, к сожалению, пока что российский арт-рынок смотрится удручающе.
Сергей Заграевский
Арт-критика
В галерее «Ковчег» (ул. Немчинова, 12) проходит так называемая «временная экспозиция музея Константина Сутягина и Александра Шевченко». Где будет постоянная экспозиция и будет ли вообще – тайна, покрытая мраком, но, несмотря на любовь Константина и Александра «напустить туману», они художники сильные, известные и весьма активно выставляющиеся.
Впрочем, в их художественной деятельности есть нечто, вызывающее не то что вопросы, а сомнения. Это их абсолютно откровенное следование традициям «группы тринадцати» (20-е-30-е годы). Те, в свою очередь, следовали (не настолько откровенно) французам 10-х-20-х, и вроде бы выстраивается цепочка, выгодная с точки имиджа тридцатипятилетних Сутягина и Шевченко.
Только выгодная ли? Вместо того, чтобы искать свой стиль (а это непростое занятие), куда проще «выстраивать традицию» Альбера Марке и Александра Древина и, к сожалению, быть все более и более неотличимыми от них. Или митьки (а Костя и Саша – участники этого движения) решили заработать побольше денег и пойти для этого по пути «наименьшего сопротивления»? Не по-митьковски это, нет...
«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мат., 7,13).
ЗСВ
Анекдот недели
Объявление в газете:
Новый русский купит пятикомнатную квартиру. Порядок и чистота в районе гарантируется.
Афоризм недели
Лишь посредственность не имеет врагов
Уголок сатирика
* * *
Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь салону, любой галерее,
Что на час нас займет красотой.
В.Доброфобов
Даты
На этой неделе под знаком ОВНА родились:
27 марта – Альбер Марке (Франция, 1875-1947), оказавший огромное влияние на советскую живопись 20-30-х годов.
29 марта – Андрей Максимов (Россия, 1980), редактор АРТ-газеты и председатель молодежной секции Профсоюза художников. Поздравляем!
30 марта – Франсиско Гойя (Испания, 1746-1828), сломавший все условности и опередивший свое время минимум на сто лет.
30 марта – Василий Тропинин (Россия, 1776-1857), замечательный жанрист из крепостных.
30 марта – Винсент Ван Гог (Голландия, 1853-1890), сумасшедший постимпрессионист.
2 апреля – Макс Эрнст (Германия, 1891-1976), мрачноватый сюрреалист.
Слово искусствоведа
ЖИВОПИСНЫЙ ДУЭТ
Галерею “Манеж” на протяжении всех лет ее существования отличает последовательная художественная политика. Каких бы разных авторов она ни представляла, это неизменно натуры творческие, хорошо узнаваемые и не озабоченные коммерческим преуспеянием в ущерб художественному имиджу. При этом речь не идет исключительно о звездных именах, носители которых истомились от собственной мании величия. Вот и сейчас в галерее проходят интересные выставки художников, пришедших в наше искусство в последние два десятилетия.
Анна Бирштейн (живописец во втором поколении) обладает своей манерой письма и определенным кругом жанровых предпочтений. Её натюрморты, пейзажи и портреты отличает повышенная декоративность и экспрессивная фактурная живопись. Иногда эти признаки кажутся нарочитыми и экстравагантными. Между тем в подобной манере много автопортретного и естественного для Анны, обычно создающей радостную, гедонистическую* живопись. Элементы скорописи и некоторой инерционной механистичности трудно отделимы от импульсивной натуры художницы, творящей свой подвижный, отливающий серебром светлый мир.
Татьяна Ян, представленная в соседнем малом зале галереи “Манеж” – художник эпического монументального склада. Её тяготение к классике и прежде всего к искусству итальянского Возрождения очевидно, но необременительно для зрителя. Причина в наличии собственной индивидуальности, в способности находить свое и успешно фрагментировать и компоновать на холсте особый предметный ряд, превращающий обычный, казалось бы, натюрморт или пейзаж в узнаваемый собирательный образ. Он может быть итальянским, испанским или армянским. Дело не в географии места, а в эмоции узнавания. Для этого достаточно орнамента, архитектурной детали, сочетания красок или иной художественной малости.
Вильям Мейланд
*Гедонизм – древнегреческая философия, утверждавшая культ жизнелюбия и удовольствий.
Галерея недели
Информируем любителей искусства о том, что в Москве открылась новая галерея! Впрочем, несколько странная, но слава Богу, что галереи открываются, а не закрываются…
Принадлежит галерея “Интерколор” на Малой Дмитровке (дом 24/2, тел. 921-4162) нескольким акционерам. Почти все имена акционеров сотрудники галереи предпочли от АРТ-газеты скрыть, кроме одного – Игоря Обросова, наиболее известного художника “сурового стиля”. Помните, на закате соцреализма большую популярность приобрели черно-коричневые, почти графичные работы?
Похоже, что в живописи начинает проявляться та же тенденция, что и в кинематографе: там актеры идут в режиссеры, а тут художники – в галеристы. Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник.
В “Интерколоре” на фоне стен, выкрашенных… Ну, с чем бы сравнить этот цвет? Помните, в советское время стены коридоров в заштатных учреждениях красили дешевой коричневато-рыжей краской? Так вот, в “Интерколоре” на фоне этого потрясающего колора “концептуально” выставлено несколько десятков садово-парковых произведений керамистов комбината секции декоративно-прикладного искусства МСХ (Московского союза художников). Боже мой, как все перемешалось – Обросов выставляет у себя МСХ!
Правда, “садовая” керамика вполне профессиональна, хотя на фоне таких стен гармонично смотрятся только цветочные горшки. Подозреваю, что замысел дизайнеров именно в этом и состоял – приблизить цвет стен к потенциальным декоративно-прикладным экспонатам, хотя современные произведения керамистов куда более колоритны и разнообразны…
В любом случае Обросову спасибо, кем бы ни были остальные акционеры и кто бы его именем ни прикрывался. Галерея работает, находится в великолепном месте (рядом центральный офис МТС), а перекрасить стены и выставить настоящие произведения искусства при желании никогда не поздно.
А еще во дворе того же дома есть принадлежащий тем же загадочным акционерам во главе с Обросовым законспирированный культурный центр “Колорит”, где сейчас проходит выставка студии обнаженной натуры. Но работает это центр по будням, три раза в неделю по три часа, так что вероятность “попадания” туда близка к нулю.
ЗСВ
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ