НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 17 (48), 24–30 апр. 2000 г.

 

От Профсоюза художников

 

Информируем любителей искусства о том, что в сети Интернет заработал сайт Профессионального союза художников. Адрес сайта – http://home.artunion.ru. Работают разделы, посвященные целям и задачам деятельности Профсоюза, программе его деятельности, рейтингу художников.

Этот сайт является частью большого интернет-проекта, работу над которым ведет Медиа-Центр Профсоюза совместно с АРТ-газетой.

Задачей Профсоюза художников является не просто размещение информации о себе в Интернете, а создание единого, самодостаточного сайта изобразительного искусства, где пользователь мог бы получить необходимую информацию и о художниках, и о галереях, и о новостях художественного мира, и о рейтинге художников.

Художники, желающие разместить свои работы в Интернет-галерее на сайте Профсоюза, приглашаются со своими работами, буклетами и репродукциями.

Размещение производится бесплатно. Профсоюз художников считает, что в условиях относительно слабого развития российского Интернета брать деньги за размещение работ – значит нарушать права художников, и выражает сожаление, что ряд организаций типа «Арт-Инфо» размещает работы художников на платной основе.

Тем не менее, из западного опыта следует, что Интернет имеет большое будущее, и надо пользоваться возможностью «застолбить» свою информацию в мировой компьютерной сети.

Председатель Профсоюза художников

Сергей Заграевский

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ТЕЛЬЦА родились:

24 апреля – Масут Фаткулин (Россия, 1949), председатель Международной конфедерации союзов художников.

25 апреля – Сергей Алимов (Россия, 1938), академик, мастер светотени.

27 апреля – Галина Сидоренко (Россия, 1967), художник, по совместительству директор галереи “Плюс”.

Поздравляем юбиляров!

 

Художник недели

 

16 апреля 2000 года умер Михаил Всеволодович Иванов.

Не думал я, что придется начать статью с этих слов. Дело в том, что ничто не предвещало беды, он был на открытии Арт-Манежа, нормально себя чувствовал – а на следующий день инфаркт.

А писать я про него собирался в связи с изумительной выставкой в Сергиевом Посаде. Недалеко от многолюдной Лавры, в тихом Оружейном переулке, стоит небольшой особняк – краеведческий музей, и там сейчас работает экспозиция, посвященная Борису Пастернаку.

А Михаил Всеволодович Иванов, приемный сын Вячеслава Иванова, был хорошо знаком с семьей Пастернака и с ним самим. Что называется, «дружили домами».

Логично, что один из залов на выставке был посвящен работам Михаила Иванова разных лет.

Иванов известен как «певец Москвы», и действительно, в его картинах столица предстает и пестрой, и сероватой, и веселой, и грустной. При этом Иванов миновал опасный уклон в салонность и остался в нашей памяти как настоящий художник. В рейтинге Профсоюза художников он занимал место в категории «2-А» – переверните газету и прочитайте на второй странице описание категорий.

Путь Михаила Иванова был долгим, прошел он и через соцреалистический импрессионизм, и через «суровый стиль», но инстинкт художника его безошибочно вел по собственному пути. На него не смогли повлиять ни Александр Герасимов, ни Игорь Обросов, ни кто-либо еще.

Художник умер, но картины его остались с нами. Так можно ли говорить о смерти? Вряд ли.

ЗСВ

 

Афоризм недели

 

плох тот бурганов, который не хочет стать церетели

 

Уголок сатирика

 

            Московские страдания

 

Чем дальше смотришь вглубь веков,

Любя архитектуру,

Тем очевидней: мэр Лужков –

Великая фигура.

 

Как много башенок, аркад,

Разнообразных шпилей

Заполучил наш стольный град,

Который мы любили.

 

Любви взамен – лишь нервный вздерг

От строек и ваяний.

Град превратился в пышный торт.

Вкушайте, россияне!

 

Уконтропупил нас Зураб,

А скоро всем на горе

Шемякин явит как прораб

Толпу фантасмагорий.

 

Вот и подумал я, а чтоб

Лет, этак, на пять-десять

Унять ваятельный потоп,

Все обсудить и взвесить.

 

Не городить на площадях

Столицы нашей монстров,

Пожить, любимый град щадя,

Достойно, тихо, просто.

 

В.Доброфобов

 

Слово искусствоведа

 

На Пречистенке, на здании Российской Академии Художеств, издалека видна табличка «Дом Бурганова». Пока подойдешь ближе и увидишь, что это всего лишь название выставки, уже успеваешь отсмеяться. Перефразируя известную пословицу, «плох тот Бурганов, который не хочет стать Церетели».

Выставка масштабная, причем многочисленные родственники монументалиста Александра Николаевича Бурганова представлены лишь «для галочки». Всюду работы именно Его Превосходительства, известного москвичам по вычурным скульптурам «Турандот» и «Пушкин с Натали» на Арбате.

Арт-газета в свое время писала о жутком выражении лица бургановского «Пушкина» на Арбате. На выставке в РАХ понимаешь, откуда что берется – представленная в большом количестве графика Бурганова открывает зрителю такие кошмарные слои подсознания автора, что, если бы не абсолютная схожесть с Эрнстом Неизвестным, можно было бы сказать, что у нас появился новый Сальвадор Дали.

То же самое и с монументальной скульптурой. Александру Бурганову политика московского правительства велит ставить на улицах веселые китчевые вещи – он их послушно ставит, а на самом деле он типичный сюрреалист. И лезет, лезет из всех щелей бургановской пластики его сюрреалистичес-кая ненависть к окружающему миру, и смотрят несчастные москвичи на «принцессу Турандот» или на бутовских «птичек», и не могут понять, отчего у них портится настроение.

Бурганов – художник. Мрачный, тяжелый, но художник. И тем печальнее то, во что его превратило желание угодить безвкусице, господствующей в российских «элитных» кругах. Сюрреализм можно любить или не любить, но это искусство. И безголовая «Пьета» Бурганова 1988 года (на выставке в РАХ) – произведение искусства.

А когда художник сам себя насилует в коньюнктурных целях, получается примерно такой же результат, как если бы Сальвадор Дали в целях заработка разрисовывал матрешек или палехские шкатулки. Не было бы ни матрешек, ни Дали.

Страшная штука – рынок, но еще страшнее неквалифицированный горзаказ. Матрешку-то можно выбросить, а монументальная скульптура ставится на века. И многие поколения московских детишек будут подзаряжаться черной подсознательной энергией арбатского «Пушкина» – не повесишь же на нем табличку «Дети до 16 лет не допускаются».

А вообще-то Россия – страна парадоксов. Сюрреалист Бурганов лепит китч, а салонный Никас Сафронов работает под «сюр». Так и живем.

ЗСВ

 

Арт-критика

 

Представляем читателям нового автора – начинающего искусствоведа Анастасию Тарасову. Может быть, не все для России потеряно, если у нас есть такая молодежь?

 

Валенки... в ГМИИ?

 

Основатель ГМИИ И.В.Цветаев собирал коллекцию античных древностей, мечтал о картинной галерее для потомков... Только кого это теперь интересует? Зато в Музее личных коллекций с Репиным и Боровиковским в апреле соседствовала необычная выставка – выставка валенок “на современный манер”.

В выставочном зале на несуразных, как будто наскоро сколоченных деревянных табуретках стояла (или лежала) эта странная обувь. Валенки – они и в Африке валенки, даже если к ним приклеить платформу, пришить пластмассу и выдать за произведение искусства. Возможно, авторы хотели доказать, что не умерли русские традиции, – так почему бы теперь портянки не выставить в Лувре?

Я не пытаюсь полностью отрицать художественной ценности выставленных экспонатов. В какой-то мере они, возможно, и являются произведениями искусства, поскольку выполнены руками русских дизайнеров (Юдашкиным, Филипповой и др.) и представляют собой фантазию художников в декоративно-прикладном творчестве. Но вот место для этих “произведений” выбрано малоподходящее. Если бы валенки Репина выставили – это еще можно понять.

Хотя, в принципе, для нас сегодня уже ничего не ново, – что музей Глазунова рядом с Храмом Христа Спасителя, что валенки в ГМИИ. Может, это и была первоапрельская шутка, но довольно циничная. Об этом директор, г-жа Антонова, видимо, не думала, когда отдавала для дизайнеров столько квадратных метров священных залов Пушкинского музея.

Анастасия Тарасова

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ