НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 18 (49), 1–7 мая 2000 г.
От Профсоюза художников
Еще десять лет тому назад трудно было представить, что на выставках рядом с произведениями искусства будут вывешены цены, и картины и скульптуры можно будет купить прямо с выставки. Теперь это так. И встал вопрос защиты интересов как художника, так и покупателя от недобросовестной сделки.
Профсоюзом художников создан рейтинговый центр, где коллегиально, специалистами определяется рейтинг авторов произведений. В свою очередь, это потребовало определения и уточнения понятий, прежде всего таких ключевых, как культура и искусство.
Полагаем, что читателям АРТ-газеты будет полезен небольшой экскурс в современное философское понимание этих важнейших категорий.
Искусство – одно из условий сознательной жизни (бытия), противостоит формализациям культуры и в сопоставлении с ними участвует в социализации и окультуривании человечества.
Но более всего искусство выступает как защита от культурных идеологических крайностей.
Культура – сфера идеологических представлений, где массовость определяется степенью упрощенности понимания бытийных условий жизни. Таким образом, культура в высшей степени формальна по отношению к бытию.
И если культура культивирует определенно направленный стереотип мышления, то искусство как конкретный феномен проявления (репрезентации) сознания положительно влияет на культуру.
К искусству почти неприменимо понятие развитости, так как осознанное бытие как предмет искусства – условие любого исполнения. Фактором, определяющим систему ценностей, здесь является способ духовной жизни того, что изображается.
Смысл искусства, его высота и глубина не только в индивидуализации творчества, но в нахождении способа воспроизведения бытия в его неповторимости.
Культура может механически воспроизводиться (повторяться) в индивидах при нулевом уровне сознания. Отсюда термин – массовая культура.
Искусство не повторяется. То, что называется массовым искусством – не искусство, а всего лишь вид культурной деятельности.
Искусство – это то, что утверждает нас внутри нас, в нашем сознании, при виде подлинного произведения.
Леонид Тазьба
Арт-критика
ВЫСТАВКА В НЕМЕЦКОМ БАНКЕ
Московские живописцы Екатерина Демурова, Ольга Рудакова, Валерий Сахатов и график Сергей Смирнов принадлежат к одному поколению, чья художественная жизнь началась в 70-е годы. Сахатов и Смирнов учились и выставлялись далеко от Москвы – в Хабаровске и Красноярске. В графических сериях Смирнова до сих пор весьма ощутимо сибирское начало, основанное на многолетнем изучении культуры и быта северных народов.
Абстрактные композиции Сахатова насыщены цветом и светом. Их взаимодействие сродни тому, что возникает при созерцании старых русских икон. В последние годы Валерий часто работает в рязанской деревне Юшта. Спокойная ритмика и музыкальность окружающего пейзажа в опосредованном виде проникает на его холсты.
Ольга Рудакова обладает превосходным колористическим даром, унаследованным от отца, художника Михаила Рудакова, и сознательно опирается на давнюю традицию московской живописной школы.
«Египетская» серия Екатерины Демуровой способна оказать на зрителя гипнотическое действие благодаря точной выверенности геометрических форм и продуманной ритмике цвета и света. Екатерина никогда не была в Египте, но ее «пирамиды» и «сфинксы», увиденные с уровня земли или с высоты птичьего полета, поражают достоверностью и кажутся окутанными воздухом северной Африки.
Выставку объединяет общий для всех участников дух поиска и своеобразная спокойная уравновешенность авторов, нашедших свой путь в искусстве.
Вильям Мейланд
Афоризм недели
Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало
Уголок сатирика
Большим художникам,
вляпавшимся во всяческие арт-салоны
Бурлит салона сладость,
Коммерции убогость,
Но вопреки – о, радость! –
Присутствует вангогость.
Когда большой художник
Торчит шишом в навозе,
Его причислить можно
К ударнику в колхозе.
В.Доброфобов
Анекдот недели
Вдребезги пьяного нового русского на шестисотом «Мерседесе» останавливает гаишник:
– Вы что, за рулем в нетрезвом состоянии?
– Да вот, командир, поехали мы с Вованом в сауну, выпили там, потом сняли девочек, поехали к нему домой, конечно, выпили еще...
– Дыхните, пожалуйста, в трубочку.
– Да ты что, командир, не веришь, что ли?!
Наш город
«ГОРЕСТНАЯ» СЕНСАЦИЯ
Невероятно, но факт: двадцать три депутата Московской Городской Думы отказали Ю. М. Лужкову в его просьбе профинансировать из столичного бюджета строительство картинной галереи всенародного любимца Ильи Сергеевича Глазунова. Остальные депутаты (всего их 35) предпочли заседание по столь скользкому вопросу манкировать. Выступить против мэрской просьбы они бы не решились, а «за» проголосовать – совесть не позволяла.
Действительно, сколько уже понастроили за бюджетный счет Глазунову – художественному «гуру» начальствующих всех мастей и несчастного нашего населения – а ему все мало. И роскошную дачу в Жуковке в верховьях Москвы-реки, и дворец под бельведером близ церкви Девяти мучеников и посольства США, и Академию на Тургеневской площади, и еще помещение для Академии в Камергерском переулке... Но пока он с П. П. Бородиным обновлял Кремль, будучи художественным вдохновителем работ по реконструкции Сената и Большого Кремлевского Дворца, о нем как-то подзабывать начали.
А Шилов тем временем получил в полное владение от мэра – заботника о культуре москвичей – почти на Боровицкой площади (Знаменка, 5) целую усадьбу, которую архитектор Е. Тюрин – создатель Богоявленского собора в Елохове – для себя в прошлом веке построил. Александр Максович тут же фасад тюринского дома медальоном с собственным профилем украсил. Прямо герб владельца. И теперь добивается сноса исторических флигелей, чтобы пристроить себе роскошный зал с видом на Кремль – иначе такому «титану художества» никак нельзя.
«Шедевры» Церетели – на огромных плакатах лужковского «Отечества», в бесчисленных постерах, календарях и прочей печатной продукции как главные символы Москвы. А о Глазунове в последнее время почти не слышно. Может быть, кто-то воззвал, наконец, к совести московской?
Но теперь уже господин Ресин, который почти год вел штабы по возведению глазуновского дворца в Девятинском, одарил мэтра участком на Волхонке, 13 прямо против Музея изобразительных искусств. Там уже полным ходом идет строительство. Но нужно еще старый голубенький особняк на углу с площадью Храма Христа Спасителя втрое расширить и отделать, как следует. На это и нужны бюджетные деньги. Был там скромный ДК строителей (Дом науки и техники). Будет же – картинная галерея народного художника СССР Глазунова. Наконец-то, дескать, станет явным, что предпочитает народ. На Глазунова, небось, кроме кучки искусствоведов и ренегатов из числа художников, все пойдут, особенно патриоты. А в ГМИИ им. Пушкина – отнюдь не каждый. Так что очередями можно будет посчитаться, куда хвост желающих больше.
А депутаты городские вдруг заупрямились. Полагаю, что в этом сыграли зловещую роль злокозненные СМИ, проводящие чуждые мэру и народу идеи. И АРТ-газета неоднократно об этом писала, и аккурат накануне думского голосования газета «Сегодня» (от 7 апреля) пасквиль напечатала, что в Москве якобы музейный кризис, а столица, мол, вместо Тициана в качестве культурного блюда предлагает гостям Глазунова. Да еще и привела «Сегодня» слова автора этой заметки о том, как иноземцы едут в Россию Достоевского и Толстого, в Москве им вместо подлинных памятников истории и культуры предлагают дурно исполненные муляжи, и в качестве высших достижений российского художественного гения – творения Церетели, Шилова и Глазунова.
Взглянули депутаты на враждебные тексты, вздохнули горестно – правда ведь истинная, так оно и есть – и отказали. И не кому-нибудь, а горячо и всенародно обожаемому мэру! Сегодня – в тратах на Глазунова, а завтра – не дай-то Бог! – и в финансировании реконструкции Петровского замка, что на Петербургском тракте. Как же мэр себе очередной дом приемов делать будет? Ему ведь меньше, чем императорский дворец, никак нельзя! Бедный, бедный мэр!
Алексей Клименко
Даты
На этой неделе под знаком ТЕЛЬЦА родились:
3 мая – Александр Бенуа (Россия, 1870-1960), лидер и вдохновитель культуры русского модерна.
5 мая – Валентин Сидоров (Россия, 1928), председатель Союза художников России, народный художник СССР, пейзажист со специфическим авторским почерком (50% – небо, 50% – земля). Поздравляем!
А еще 30 апреля исполнился ровно год со дня регистрации АРТ-газеты в Госкомпечати. Поздравляем наших читателей!
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ