НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 26 (57), 26 июня–2 июля 2000 г.

 

От редакции

 

Призрак бродит по Европе – призрак концептуализма.

Пусть бы он и дальше бродил по Европе, где много денег и есть возможность сделать великолепный общий дизайн выставочного зала. Поясним: в отличие от станковой живописи, где важно прежде всего то, что изображено на холсте, концептуализм предполагает для произведения искусства некое специфическое окружение, а иногда и действо – «перфоманс». Тут необходимы, кроме таланта художника, и дизайн зала, и вкус, и безупречное выставочное оборудование. К сожалению, попытка изготовить подобное доморощенными российскими средствами часто вызывает просто смех.

Чисто российский парадокс: Третьяковка, далекая от концептуализма, может себе позволить на каждую крупную выставку (с 28 июня на Крымском Валу выставлен Брюллов) закупать новые ткани для фона, подобранные по цвету, причем без острой необходимости – Брюллов, как говорится, и в Африке он.

Обратный пример: в рамках «АРТ-Москвы» проходила великолепная британская концептуальная выставка «Пейзаж». Дизайн, вкус, аккуратные стены ЦДХ – все было в порядке, и вдруг в уголке – несколько маленьких фото с подсветкой на белом фоне, а внизу – путаница проводов и грубые российские удлинители-тройники, дабы эту подсветку питать электричеством. Такая мелочь, а как испортила впечатление! В концептуализме безукоризненным должно быть все, если только неаккуратность сама по себе не является концептом.

А на прошлой неделе зашли корреспонденты АРТ-газеты на выставку четырех австрийских художников в Академии Художеств на Пречистенке и обомлели: Зураб Церетели решил попробовать себя в концепте! На обшарпанных стенах со следами от былых академических картин просторно расположились несколько фотопанно и буквы русского алфавита (при чем здесь Австрия)? В еще одном зале – вообще голые стены (хоть бы завесили чем-нибудь), а посреди – огромный шланг, надутый воздухом. И больше всего умиляет академический антикварный столик, на котором стоят концептуальные бокалы с разноцветной жидкостью. Полное отсутствие и «самодостаточных» произведений искусства, и общего выставочного дизайна. О вкусе и говорить нечего.

Просим прощения, но другое слово, кроме “позор”, подобрать трудно – хоть бы перед австрийскими художниками постыдились за грязные стены. И ведь наверняка на открытии присутствовали представители посольства Австрии! Нет, есть еще одно, чисто российское слово – “халтура”, а концептуализм ее не терпит. Впрочем, как и любое другое направление в искусстве.

Сергей Заграевский

 

Арт-критика

 

«Мир сюра» на Таганке

 

Казалось бы, знаменитый эпатажный сюрреалист Сальвадор Дали в своих многочисленных произведениях на темы кошмарных фантасмагорий сказал всё, что мог сказать.

Однако проходит время, и некоторые художники в который раз пытаются отразить «далианский» мир сновидений на своих холстах.

Среди них и Евгений Агнин, художник из Новосибирска, выставка живописи которого проходит сейчас в муниципальной галерее «Творчество» (Таганская ул., д.31/22). В своих работах художник изображает планету будущего: мы оказываемся среди каменных деревьев, около паутинового моря… Всё бы ничего (каждый имеет право на своё мнение), если бы не откровенное «следование» Сальвадору Дали. Несмотря на определенный профессионализм, нет ни сколь-нибудь заметной индивидуальности, столь необходимой в таком стиле, ни живописной свободы (учёба на графическом факультете в этом плане, видимо, бесполезна). Пессимистические картины-штампы служат лишь подтверждением того, что в настоящее время в сюрреализме трудно сказать свое собственное слово.

Неужели в Новосибирске, городе с замечательными художественными традициями, галерея «Творчество» не нашла более оригинальной живописи для своей выставки?

Анастасия Тарасова

 

Анекдот недели

 

Двое новых русских в Париже глядят на Эйфелеву Башню. Один другому говорит:

– Когда я здесь был в прошлый раз, эта буровая вышка уже стояла. Но, похоже, нефть они так и не нашли…

 

Афоризм недели

 

Кто страшится бедности, тот недостоин богатства

 

Музей сатиры

 

Юрию Злотникову

 

Поверьте, Злотников не зол

И золотом не озабочен.

Порой бывает он неточен,

Порывист, едок и всклокочен,

И слишком много знает школ.

 

Порой он выкипает в слове,

Но все ж он добр в своей основе

И по-библейски наг и гол.

 

Вильям Мейланд, 1983 г.

 

От редакции: Юрий Злотников (р.1930) – абстракционист, один из немногих российских художников высшей рейтинговой категории 1-А, автор множества искусствоведческих статей.

 

Даты

 

На этой неделе под знаком РАКА родились:

26 июня – Алексей Клименко (Россия, 1942), искусствовед и защитник памятников московской архитектуры, член Рейтингового Центра Профсоюза художников. Поздравляем!

28 июня – Петер Пауль Рубенс (Фландрия, 1577-1640), сверхплодовитый гений, имевший десятки подмастерьев и сотни учеников.

29 июня – Сергей Шаров (Россия, 1945), российский сюрреалист. Поздравляем!

1 июля – Вера Мухина (Россия, 1889-1953), автор «Рабочего и колхозницы».

 

Слово искусствоведа

 

И смех, и грех

 

Многие газеты вынуждены “по бедности” писать “заказные” статьи. Но от “АиФ-Москвы” этого не ждали, и когда в № 25 (21 июня) вышла статья Арины Абросимовой “Художественные галереи могут почить в бозе”, то первое впечатление было – шок. Второе – обида. Третье, к счастью – смех.

Ладно бы только откровенный непрофессионализм автора: “Все чаще открываются небольшие скромные залы на окраинах города… “Беляево”, “Выхино”, “Тушино”, “На Крутицком Валу”, “М.АРС”.

Г-же Абросимовой, как и любой женщине, всегда восемнадцать лет, поэтому ей простительно не знать, что большинство перечисленных “открываемых” залов существовало задолго до ее рождения. К тому же можно ли считать “М.АРС”, одну из крупнейших московских галерей с великолепной коллекцией, “небольшим скромным залом на окраине” – тоже вопрос. Но это еще цветочки. Ягодки впереди.

Главное – о художниках: “Часть из них уже уехала из страны, часть ушла из искусства в бизнес, а 50 человек, несмотря ни на что, просто из любви к своему делу продолжают им заниматься. Только вдумайтесь: 50 актуальных художников на всю Россию!” (выделено А.Абросимовой).

Можно, конечно, посмеяться и посчитать: в начале статьи резонно замечено, что в Москве около сорока галерей. Получается на каждую галерею по 1,2 художника. Что-то маловато, правда? В рейтинге Профсоюза художников уже больше 2000 вполне актуальных художников, и он непрерывно пополняется, а тут 50…

Стоп! А почему 50, а не 40 или 100? Вот оно! Все становится ясно: это вновь всплыл призрак печально знаменитого “списка Гельмана” двухлетней давности. Помните, у нашего концептуалиста была “задумка”: художников слишком много, и право на творческую жизнь имеют только 50 из них.

Перечитаем статью еще раз: перечисление галеристов начинается с Айдан Салаховой и Марата Гельмана. Вот в чем дело! Зря мы, оказывается, обижались на Арину Абросимову: она просто слово в слово повторила то, что ей сказали либо Марат Александрович, либо Айдан Таировна.

Кстати, хороший урок всем журналистам: когда пишете обзоры, не делайте это со слов одного-двух человек, а берите на себя труд познакомиться со всеми “обозреваемыми”.

И название статьи сразу становится понятным: если московские галереи вместе с тысячами «лишних» художников «почиют в бозе», то Гельман с его полусотней «гениев» как раз и останется.

Поняв все это и успокоившись, дочитываем статью и уже с улыбкой воспринимаем заключительный пассаж: “Большим достижением в области общественного сознания явился тот факт, что отныне в собрании Третьяковской галереи присутствуют ранние работы мэтра актуального арта Тимура Новикова. Его имя котируется на Западе очень высоко, а работы оцениваются в 200 тыс. долл., в России же они продаются за 5 тыс. долл. (!)...”

Тимур Новиков – известный петербургский концептуалист, продвигаемый в Москве галереей Айдан Салаховой, но его и по возрасту (он 1958 года рождения), и по художественному уровню рановато относить к мэтрам, а наличие двух его работ в колоссальной третьяковской экспозиции “Искусство ХХ века” – к “большим достижениям общественного сознания”. А на то, что кто-либо из ныне здравствующих российских художников оценивается (а на Западе это синоним слова “продается”) за 200 тысяч долларов, хочется ответить словами грибоедовского Чацкого: “Послушай! Ври, да знай же меру”…

Впрочем, слова Чацкого неоправданно резки. Айдан Таировна просто выдала желаемое за действительное. Оценивать-то можно хоть в миллион, а вот продать… И если она продает работы Новикова хотя бы за пять тысяч, то честь ей и хвала, хотя и это сомнительно. К сожалению, даже таких цен нет сейчас на российском художественном рынке.

ЗСВ

 

Арт-информ

 

В ЦДХ в зале № 16 по 14 июля – фотовыставка «Норильск. Взгляд через объектив». Скандальный, криминальный и экологически неблагополучный город вместе с прекрасной окружающей природой предстает в работах местных фотохудожников.

В зале № 11 по 23 июля – выставка эмали и текстиля ульяновской художницы Ольги Лысенковой. Редкий случай, когда художник-прикладник владеет такими абсолютно разными техниками.

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ