НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 29 (60), 17–23 июля 2000 г.
От редакции
Ни для кого не секрет, что в связи с полным отсутствием в России цивилизованного арт-рынка, в прессе царит засилие “заказных” материалов о творчестве тех или иных художников или проведении культурных мероприятий. Оплачиваемость подобных материалов из кармана “заказчика” мы опустим и обсуждать не будем – это не наше дело, для этого существует «Этический Кодекс Журналиста». Ситуация, в которой оказались издания, публикующие подобные материалы, гораздо более опасна в другом отношении.
Дело в том, что, выражая заведомо положительную оценку, такой материал перед публикацией не проходит никакой консультационной «отработки» с искусствоведами. Результат – все подобные статьи “как на подбор” состоят практически из одних фраз, составленных в разной последовательности: художник такой-то – гений, каждый, кто видит его работы – в восторге, за границей у каждого третьего вельможи в замке висит картина этого художника, сами его картины излучают неземную энергию, открывают космос и т.п.
Наличие подобных материалов на страницах крупных российских изданий дискредитирует образ российской прессы в целом.
Если ситуацию перевести на язык, более понятный широкой публике, то можно представить себе следующее: в рубрике “Автомобили” крупного издания появляется статья, восхваляющая непревзойденные характеристики, гениальность конструкции и признанность на мировом авторынке... автомобиля “Запорожец”. Естественно, что в ситуации со сформированным автомобильным рынком подобная публикация вызовет лишь улыбку. Но тогда ответьте на следующий вопрос: чем ситуация с художником отличается от вышеописанной? Отсутствие на сегодняшний день у публики ориентиров для правильного понимания современного рынка живописи и скульптуры – не повод давать таким материалам дорогу в жизнь.
По мере того, как ситуация с реальным пониманием людьми систем оценки произведений современного искусства будет расти, престиж и рейтинг изданий, публикующих подобные материалы, будет неукоснительно падать.
На уровне общекультурных интересов России проблема приобретает еще большее значение, так как засилие подобных публикаций самым прямым образом тормозит развитие культурного уровня российских людей и разрушает тенденции к правильному пониманию современного искусства молодежью. Непосредственное следствие этого – нежелание инвесторов мирового уровня выходить на рынок современного российского искусства.
«Заказные статьи» дезориентируют читателей и губят издания!
Сергей Заграевский
Арт-критика
В 1910-х годах архитектурный облик Москвы начал резко меняться. В это время Императорское Московское Археологическое Общество организовало фотоконкурс “Москва уходящая”. Член Общества, известный коллекционер, русский француз Эмиль Готье, путешествуя “от Мясницкой через Воздвиженку к Хамовникам”, фотографировал переулки родного города, моменты повседневной жизни москвичей с сутолокой на площадях, экипажами на улицах…
Выставка не состоялась: началась Первая мировая война. Негативы были переданы в Румянцевскую библиотеку, где и пролежали почти век, прежде чем были проявлены при участии студии “Арт-Нуво”. Эти фотографии сейчас выставлены в Музее архитектуры им. Щусева.
На редкость живописные фото действительно необычны: дело тут и в композиционном чутье мастера, и в художественном вкусе, и в присущем художнику чувстве меры. Кроме того, от всех фотографий веет непонятной тревогой. Резкая перспектива затягивает изгибами улиц, ритмами архитектурных деталей, но внезапно пресекается застывшим экипажем, столбом; нет лиц людей – все куда-то спешат, мы не можем понять, что они чувствуют, о чём думают. Ещё секунда – и произойдёт что-то грандиозно страшное… Неизвестно, предчувствовал ли Готье трагические события войны и революции, но он это передал в своих фотографиях.
Замечу, что выставленные по соседству с этой великолепной экспозицией архитектурные фотографии современного концептуалиста Юрия Аввакумова сильно проигрывают из-за своей серости, “смазанности” и отсутствия какой-либо цельности в сюжетах и впечатлении.
Анастасия Тарасова
Афоризм недели
Самый опасный враг – отсутствие врагов
Уголок сатирика
От редакции: по многочисленным просьбам читателей вновь печатаем особо полюбившиееся публике стихотворение известного русского поэта В.Доброфобова.
Кумирам
Публика дебилово
Полюбила Шилова,
Хотя Саша, право слово,
Хуже даже Глазунова.
Знать, народ совсем ослаб –
Всех допек титан Зураб,
И теперь, куда ни глянь,
Всюду бронзовая дрянь.
В.Доброфобов
Анекдот недели
– Кто там?
– Рэкет.
– Какой рэкет, (сквозь рыдания), я искусствовед!
Даты
На этой неделе под знаком РАКА родились:
19 июля – Эдгар Дега (Франция, 1834-1917), импрессионист, автор множества “танцовщиц”.
17 июля – Ирина Благосклонова (Россия, 1959) – художник и галерист. Поздравляем!
20 июля – Джорджо Моранди (Италия, 1890-1964), автор коричнево-белесых полотен.
Слово искусствоведа
«ХУДОЖНИК ТЮБИК»
Была такая детская книжка – «Приключения Незнайки и его друзей». И был среди «малышей» (друзей Незнайки) художник по имени Тюбик.
Напоминаю для тех, кто в детстве не очень внимательно читал эту книжку: когда воздушный шар со всеми «малышами» забросило в город «малышек», то Тюбик там стал востребованным портретистом. А поскольку все «малышки» требовали сделать им глазки побольше, ротик поменьше, а реснички подлиннее, то в конце концов Тюбик вырезал шаблон с требуемыми характеристиками, прикладывал его к холсту и рисовал по нему. Оставалось только придать волосам и глазам нужный цвет, а портрету в целом – минимум сходства, и все заказчицы были довольны.
Удобно, правда? Жаль, что метод художника Тюбика является соблазном для многих современных «мастеров». И тому пример – галерея на Знаменке.
Ее хозяин и монопольный автор, Александр Максович Шилов, пошел по пути Тюбика, только еще дальше. Тому хватало «малышек», а Александр Максович пишет и «малышей». Тот хотя бы придавал глазам нужный цвет, а у Александра Максовича явная тяга к черноокости – так, по его мнению, выразительнее. В глазах всех персонажей получается вековая скорбь восточных народов, будь то мэр Лужков, префект Брячихин, инвалид чеченской войны или нищая старушка.
А остальное – все, как надо, на высшем уровне. В галерее Шилова на Знаменке великолепно воссоздана атмосфера старого московского особняка, причем с европейским качеством ремонта. На портретах мастерски прорисованы все складки и детали одежды. Великолепный дизайн залов, играет нежная музыка, а экскурсоводы проникновенно вещают толпам «ходоков» про то, что написано на том или ином холсте. К тому же Александр Максович лично ходит по залам и общается с народом, а это он умеет делать гениально.
Но парадокс в том, что персональная галерея окончательно погубила Шилова как художника. В масштабе одной картины он все же мастер, хотя и салонный. Школа Александра Лактионова, автора знаменитого «Письма с фронта», дает о себе знать. Но когда одновременно видишь множество работ Шилова, возникает ассоциация с конвейером Волжского автозавода.
Действительно, портреты столь же похожи один на другой, как автомобили «Жигули», и так же различаются цветом и количеством “недоделок”. Есть экземпляры «спецсборки», есть «некондиционные» – с нарушенными пропорциями, объемом и перспективой… Но у всех «фирменный знак» – темные глаза и легкий поворот головы. Сразу видно – писал Александр Шилов, народный художник СССР!
Заметьте – не России, а СССР. Даже у президента Союза художников России Валентина Сидорова, тоже народного художника СССР, хватает такта фигурировать на выставках народным художником России, а вот Шилов… То ли подчеркивает, что он художник «с раньшего времени, сейчас таких нет» (как говорил старик Паниковский). То ли тоскует по временам СССР – попробовали бы тогда покритиковать народного художника!
Впрочем, Александру Максовичу грех жаловаться. Готовится указ о присвоении ему звания почетного гражданина Москвы. Отметим, что до революции титул почетного гражданина освобождал от телесных наказаний, так что никто не имел бы права выпороть г-на Шилова на Сенной площади. В наше время этот титул абсолютно эфемерен, чего нельзя сказать про другой подарок мэра Лужкова – целый квартал на Знаменке. Значит, шиловскими шаблонами будут завешены стены еще нескольких великолепных особняков в центре Москвы.
Учитывая наличие произведений нашего нового «художника Тюбика» в большинстве домов влиятельных сановников, масштаб проникновения Александра Максовича в российскую жизнь переходит все мыслимые пределы и становится национальным бедствием. Пора бы звать на помощь министра МЧС Шойгу, но, боюсь, у него тоже висит портрет работы Шилова…
ЗСВ
Арт-информ
Веб-Сайт Профессионального союза художников Rating.Artunion.Ru удовлетворит Вашу потребность в компетентной информации о рейтинге современных художников.
О сайте: несколько мегабайт информации – вот что такое Rating.Artunion.Ru! Более 2000 художников, возможность ознакомиться как с каждой отдельно взятой категорией, так и найти интересующего Вас художника в алфавитном списке.
Рейтинг пополняется еженедельно, и самые последние изменения сразу же выносятся на сайт.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ