НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 35 (66), 28 авг.–2 сент. 2000 г.
Арт-критика
Грустно. Никаких других слов не находится для выставки петербургских художников, которая сейчас проходит в зале № 14 ЦДХ на Крымском Валу.
Неужели Москва воспринимается из Петербурга огромным комиссионным магазином, куда можно везти салонные вещи, еще и выполненные на недостаточно профессиональном уровне? Объединено все это под посвящением Пушкину, и действительно – посередине большая работа Александра Кравчука “Пушкин на Мойке” (кстати, лучшая на выставке). А все остальное – китч, китч и еще раз китч. Оперируя понятиями рейтинга Профсоюза художников, нет ни одной картины, достойной художника категории «А». Но зато есть и “нежные девушки”, и Юрий Гагарин, и патриарх Алексий, и недавно причисленный им к лику святых царь Николай Второй, при жизни более известный как “Кровавый”… Бедный Пушкин, певец свободы! Знал бы он, что будут выставлять под его именем…
Но хуже другое. Петербург – город с уникальными художественными традициями. В нем работают такие мастера, как Завен Аршакуни, Владимир Овчинников, Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Дмитрий Каминкер… Да и молодежь в Питере замечательная – Николай Кононов, Владимир Бендыч, Виталий Панаев…
Жаль, что сейчас в ЦДХ впечатление о городе на Неве у московской публики формируют не они, а группа изготовителей салонного китча.
Но в ЦДХ есть чему и порадоваться. В “парадном” зале № 8 Виктор Лисицкий проводит свою “фирменную” выставку, и “гвоздь программы” – три серпуховские художницы. Татьяна Рыжова, Елена Ненастина и Надежда Лебедева. Звучит все очень торжественно, но на самом деле творчество этих художниц отличается трогательным спокойствием. Ровная, ненапряженная композиция, “провинциальная” цветовая гамма, но при этом у каждой из них свой индивидуальный стиль – все вместе и создает атмосферу, характерную для выставок, проводимых Виктором Лисицким. Среди холстов стоят скульптуры Ольги Калиты и Нины Замахиной. Первые подальше от входа, вторые поближе. Грамотное экспозиционное решение, так как золоченые фигурки Ольги Калиты трудно совместимы с атмосферой Рыжовой, Ненастиной и Лебедевой, а удивительно женственные и тонкие творения Замахиной – как раз “то, что надо”.
Радует и зал № 2, где проходит выставка израильских художников. Казалось бы, мешанина – и инсталляции, и фото, и ткань, и холст, и графика… А все вместе– вполне европейский “концепт”, даже в “камерном” зале № 2 выглядящий гармонично и со вкусом подобранным. Израильский флаг «Могендовид» тоже выглядит как часть концепта, а не как политический символ.
Это называется – умеем же, когда захотим! Браво, искусствоведы ЦДХ и сотрудники израильского культурного представительства!
Сергей Заграевский
От Профсоюза художников
В последнем номере газеты «Культура» опубликовано интервью с председателем Московского союза художников (МСХ) Василием Бубновым. Интервью, как водится, хвастливое и выдающее желаемое за действительное, но не в этом дело. Прозвучали цифры – ежегодно в МСХ вступает около 200 художников, а мастерских у МСХ около 2500.
Естественно, художники вступают в МСХ, в первую очередь надеясь получить мастерскую. На самом деле последних гораздо больше – около 3500 (включая «неучтенку» – «личные фонды» руководства МСХ).
Но дабы развеять развеять ненужные иллюзии, которыми беззастенчиво пользуется захватившая в МСХ власть мафиозная группа Бубнова-Глухова-Казанского, предлагаем молодым художникам, собирающимся вступить в МСХ, произвести не-сложный математический подсчет.
В МСХ примерно 6000 членов, из них 80% претендует на мастерскую. В год освобождается в среднем около 40 мастерских (обычно в связи со смертью художников).
Подсчитаем: сегодня, в 2000 году, длина очереди за мастерской составляет: 6000-3500=2500*80%=2000 человек. Значит, записавшийся в очередь новый член МСХ получит мастерскую через: 2000:40=50 лет, то есть в 2050 году, а с каждым годом этот срок удлиняется, ибо ежегодно в МСХ вступает не 40 членов, а 200.
Некоторые художники находят возможность «договориться» с коррумпированным руководством МСХ и за большие деньги получить мастерскую вне очереди, но тогда для остальных получение соответственно отодвигается. Еще лет на 30...
И это издевательство над художниками Бубнов именует борьбой за их права?
ЗСВ
Афоризм недели
Не топи горе в вине – оно умеет плавать
Художник и поэт
* * *
Мы словом шлем друзьям привет,
А слово может быть и краской!
А просто краска? – Просто краска,
Еще не цвет, еще не цвет.
Л.Талев
Даты
На этой неделе под знаком ДЕВЫ родились художники:
28 августа – Эмиль Бернар (Франция, 1868-1941), постимпрессионист, потом символист.
29 августа – Жан Огюст Доминик Энгр (Франция, 1780-1867), зализанный салонный классицист, предтеча А.М. Шилова.
30 августа – Исаак Левитан (Россия, 1860-1900), просветленный пейзажист.
Анекдот недели
Встречаются два новых русских. Один другому говорит:
– Купил новую модель шестисотого «Мерседеса», называется «BMW».
Арт-информ
В выставочном зале «Измайлово» (Измайловский пр-д, 4, тел. 166-1727) ко Дню Города проходит выставка Эльвиры Беловой «Москва, как много в этом звуке...» Художница специализируется в жанре росписи по шелку, делает платки, панно, ширмы в стиле архитектурного декоративно-переработанного пейзажа.
Слово искусствоведа
Кто есть кто в художественном мире – решает рейтинг профессионалов
8 августа ушел в типографию второй выпуск “Рейтинга современных художников”, издаваемый Профессиональным союзом художников. Этот выпуск охватывает около 3 тыс. имен, включая тех, кто ушел от нас за последние 25 лет. Оба перечня посвящены номинации “Живописцы и графики”. Впереди номинация “Скульпторы”, над которой ведется работа. Далее – мастера архитектуры, декоративно-прикладного искусства, художественные галереи…
Что же такое рейтинг? Мы уже привыкли к этому иноземному слову и понимаем, что означает оно “положение”, “уровень”, то есть место чего-то в некоей системе. Есть ли система в мире нашего художественного творчества, художественного рынка? Как это ни странно, нет. Населению известны, разумеется, имена Глазунова, Шилова и Церетели. Люди, далекие от искусства, наивно полагая, что художественный ландшафт отечества и определяют названные “гиганты”, жадно стремятся познакомиться с их творчеством (отсюда очереди), забывая, что часто заказная и нередко скандальная оценка СМИ – продукт профессионалов в области журналистики, а не искусства.
Чтобы получить некие объективные критерии и профессиональную оценку произведений искусства, Профессиональный союз художников и создал Рейтинговый Центр. В него вошли искусствоведы и опытные практики выставочной деятельности, через чьи глаза и руки прошли сотни тысяч произведений современного искусства – Анатолий Кантор, Маргарита Крюкова, Виктор Мартынов, Вильям Мейланд и др. Председателем Профсоюза Сергеем Заграевским была предложена система критериев, принятая членами рейтингового центра. В ее основе – деление всех участников художественного процесса в соответствии с их отношением к запросам художественного рынка на две категории и семь уровней. В категории “В” те, кто ориентирован главным образом на рыночный успех и сотрудничество с властью. Лидеры этого направления (категория 1-В) – уже упомянутые Глазунов, Шилов и “примкнувший к ним” Никас Сафронов. В этой же группе, несмотря на огромный творческий потенциал, оказались Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин. Все художники этой категории, в зависи-мости от уровня, конечно, отличаются блестящей организацией “пиар-компаний” по продвижению в общественном сознании собственного имиджа.
Что же, кроме отношения к власти и к рынку, служит критерием причисления художника к той или иной категории? Разумеется, новаторство, т.е. создание или открытие того, чего раньше не знали, художественный уровень творческого продукта, его гуманистическая значимость и, конечно, активность в выставочной деятельности – наличие работ в музеях, продаваемость. Возьмем, например, мастеров соцреалистической живописи, сформировавшихся еще в советские времена и стабильно державших свой стиль – Бориса Неменского, Дмитрия Налбандяна, Бориса Щербакова, Юрия Кугача. Поскольку они работали в русле социалистического официоза, ориентируясь прежде всего на госзаказ, они попали в категорию “В”.
В категории “1-А”, наоборот, – “олимпийцы”, решающие прежде всего творческие задачи. Среди них – Илья Кабаков, Михаил Шварцман, Татьяна Маврина, Владимир Вейсберг, Владимир Яковлев и ряд других, имена которых широкой публике неизвестны. Если читатель, заинтересовавшись этим обстоятельством (специалисты в области искусства ставят незнакомых им мастеров выше тех, кого назойливо “раскручивает” власть и СМИ), направится в свободное время не к Шилову или Глазунову, а туда, где можно увидеть настоящее искусство, Рейтинговый Центр будет считать свою задачу выполненной. В этом – просветительском, если хотите, аспекте, – главный смысл рейтинга. Помните, Некрасов писал о времени, когда “мужик... не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет”.
Алексей Клименко
Арт-информ
В зале № 21 ЦДХ с 29.08 по 10.09 проводится выставка произведений Леонида Шварцмана (к 80-летию со дня рождения). Легендарный автор «Чебурашки», «Варежки», «38 попугаев», «Котенка по имени Гав», «Гирлянды из малышей» активно работает и сейчас. На выставке будут представлены живописные работы, акварель, рисунки, а также куклы, сделанные по его эскизам.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ