НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 39 (70), 25 сент.—2 окт. 2000 г.

 

От редакции

 

Обидно. Других слов не находится для выставки, открывшейся 15 сентября на Гоголевском, 10. Хотя задумано было великолепно: отметить 26-ю годовщину знаменитой «Бульдозерной выставки» 1974 года. Обидно прежде всего потому, что развеска картин абсолютно хаотична, в три (!) ряда, а, например, над Оскаром Рабиным висят работы... молодой «цветочной» художницы Дианы Воубы. Но проблема гораздо серьезнее, чем вопиющие экспозиционные просчеты.

Приведем список тех, кто 26 лет назад «вышел на площадь» – пересечение улиц Профсоюзная и Островитянова. Итак, участники так называемого «1-го осеннего смотра картин на открытом воздухе» («Бульдозерной выставки»): Е.Арнольд, С.Бордачев, Б.Штейнберг, В.Воробьев, В.Герловин, Б.Гройс, Ю.Жарких, Р.Заневская, Э.Зеленин, В.Комар, Л.Кропивницкий, Т.Левицкая, Л.Мастеркова, А. Меламид, В.Немухин, М.Одноралов, В.Пирогова, Д.Плавинский, В.Пятницкий, Л.Пятницкая, А.Рабин, О.Рабин, Н.Румянцев, Е.Рухин, В.Савельев, О.Трипольский, А.Тяпушкин, М.Федоров-Рошаль, И.Холин, Н.Шибанова, Н.Эльская. Из них на выставке 2000 г. были представлены О.Рабин и В.Немухин. И все.

А 19-26 февраля 1975 г. в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ состоялась несколько менее скандальная выставка, в которой участвовали П.Беленок, Н.Вечтомов, Э.Дробицкий, А.Зверев, В.Калинин, О.Кандауров, Д.Краснопевцев, В.Кропивницкая, Л.Мастеркова, В.Немухин, Д.Плавинский, О.Рабин, И.Снегур, А.Тяпушкин, А.Харитонов, О.Целков, Э.Штейнберг, А.Юликов, В.Яковлев, В.Янкилевский. Вот из этих, не менее уважаемых, художников («пчеловодов», как их тогда называли) на выставке 2000 г. представлены многие. Но «пчеловоды» – все-таки не «бульдозеристы», проторившие им путь весьма дорогой ценой.

Но самое интересное – при чем тут Церетели, чей очередной «Георгий Победоносец» занял центральное место при входе в зал на Гоголевском? При чем тут «последователи бульдозеристов» Обросов, Зверьков и Мухин? Насчет «последователей» – не шутка, так написала Ю.Рогонова в № 36 газеты «Культура».

Это Обросов-то последователь «бульдозеристов»? Или Зверьков? Эти уважаемые академики – сверстники Рабина и Немухина, и в 1974 году они были полностью сложившимися художниками-реалистами, признанными партией и правительством. Впрочем, как и Церетели, «ключевая фигура» на открытии выставки 2000 г., цинично заявивший в своем выступлении: «Мы творим искусство ради искусства»... Вот, оказывается, кто «подлинный герой» русского авангарда!

Жаль, что к «Бульдозерной выставке», событию, священному для каждого, кому дорога свобода России, нашлось столько желающих «прислониться». На второй странице АРТ-газеты Вы можете прочитать стихотворение Александра Галича про мародеров, написанное еще в шестидесятые годы. Точно в тему.

Сергей Заграевский

 

Арт-критика

 

«Искусство – среда обитания»

 

Таков был девиз Второй летней Академии искусств, прошедшей в Переславле-Залесском. Студенты всех возрастов и разной степени искушенности в изобразительном искусстве занимались под руководством известных российских мастеров. Р.Дмитриев вел класс живописи, А.Красулин – скульптуры, Н.Заровная – печатной графики, Т.Пунас – керамики и т.д. Каждый день от 50 до 70 студентов могли поупражнять свой глаз и руку, изображая обнаженную модель.

Во время итогового просмотра руководитель Академии Владимир Говорков рассказал не столько о том, что было на предыдущих акциях, сколько о будущем – о расширении состава участников, о поиске спонсоров, о строительстве гостиничного комплекса и мастерских для художников. Последнее особенно актуально, т.к. бытовые условия и техническое состояние мастерских говорят о разрухе, царящей в некогда процветавшем Доме творчества. Пока же славная летняя Академия держится, в основном, на энтузиазме и фанатичной преданности искусству ее главных организаторов.

Что же касается творческих проблем, то тут успешно работает своего рода «природная методология», рассчитанная на воздействие прекрасного среднерусского пейзажа Переславля-Залесского. Художники растворяются в пространстве окрестных полей и холмов, погружаясь в дали Плещеева озера и реки Трубеж. Тут, что ни изобрази – монастырь на горе, рыбаков, разбирающих сети, или баб, полощущих белье – все будет художественно, романтично и возвышенно. Такое уж это волшебное место.

Вильям Мейланд

 

Афоризм недели

 

люди часто принимают общую вонь за единство духа

 

Арт-критика

 

Еще раз о Марьиной роще

 

Если кто-то из читателей еще не побывал в Музее Кино рядом с метро Краснопресненская, где на пятом этаже – потрясающая выставка Юрия Норштейна, автора «Ежика в тумане», «Сказки сказок» и других шедевров мультипликации, поспешите туда!

Выставка посвящена двадцатилетию «Сказки сказок». В ней Вы увидите и замечательный фотопортрет старой Марьиной рощи, сделанный ближайшим помощником Норштейна – только что ушедшим из жизни оператором Александром Жуковским.

Как бы ни злодействовали юдофобы, Марьина роща войдет в историю Москвы как один из центров еврейской культуры, традиции которой с блеском продолжает в своем «Сатириконе» Константин Райкин.

Не случайно, наверное, одна из московских синагог и еврейский общественный центр при ней разместились здесь – в Вышеславском переулке напротив знаменитого Бахметьевского гаража, построенного гениальным Константином Мельниковым.

Алексей Клименко

 

Анекдот недели

 

Новый русский приходит в ресторан:

– Вчера пять тысяч долларов я у Вас пропил?

– Да.

– Слава Богу, а то я думал, что потерял.

 

Больше, чем стихотворение

 

МАРШ МАРОДЕРОВ

 

Упали в сон победители.

И выставили дозоры.

Но спать и дозорным хочется,

А прочее трын-трава!

И тогда в покоренный город

Вступаем мы – мародеры,

И мы диктуем условия

И предъявляем права!

 

Слушайте марш мародеров!

(Скрип сапогов по гравию!)

Славьте нас, мародеров,

И веселую вашу армию,

Слава! Слава! Слава нам!

 

Спешат уцелевшие жители,

Как мыши, забиться в норы.

Девки рядятся старухами

И ждут благодатной тьмы.

Но нас они не обманут,

Потому что мы – мародеры,

И покуда спят победители –

Хозяева в городе мы!

 

Слушайте марш мародеров!..

 

Двери срывайте с петель,

Тащите ковры и шторы,

Все пригодится – и денежки,

И выпивка, и жратва!

Ах, до чего же весело гуляем мы, мародеры,

Ах, до чего же веские придумываем слова!

 

Слушайте марш мародеров!..

 

Сладко спят победители.

Им снятся златые горы,

Им снится знамя Победы,

Рябое от рваных дыр.

А нам и поспать-то некогда,

Потому что мы – мародеры.

Но, спятив с ума от страха,

Нам – рукоплещет мир!

 

Слушайте марш мародеров!..

 

И это еще не главное.

Главного вы не видели.

Будет утро и солнце в праздничных облаках.

Горнист протрубит побудку.

Сон стряхнут победители

И увидят, что знамя Победы

Не у них, а у нас в руках!

 

Слушайте марш... Марш...

 

И тут уж нечего спорить.

Пустая забава – споры.

Когда улягутся страсти

И развеется бранный дым,

Историки разберутся – кто из нас мародеры,

А мы-то уж им поможем!

А уж мы-то их просветим!

 

Слушайте марш победителей!

 

Играют оркестры марши

Над пропастью плац-парада.

Девки машут цветами.

Строй нерушим и прям.

И стало быть – все в порядке!

И стало быть, все, как надо –

Вам, мародеры, пуля!

А девки и марши – нам!

 

Слушайте марш победителей!

(Скрип сапогов по гравию)

Славьте нас, победителей,

И великую нашу армию!

Слава! Слава! Слава нам!..

 

 Александр Галич

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ВЕСОВ родились:

27 сентября – Андрей Поздеев (Россия, 1926-1998), художник «экономно-геометричного» стиля.

28 сентября – Караваджо (Италия, 1573-1610), знаменитый художник раннего барокко.

29 сентября – Франсуа Буше (Франция, 1703-1770), «визитная карточка» эпохи рококо.

30 сентября – Илья Кабаков (Россия, 1933), классик андеграунда, нонконформизма и авангарда. Поздравляем!

2 октября – Михаил Аникушин (Россия, 1917-1997), ленинградский скульптор-монументалист.

2 октября – Олег Вуколов (Россия, 1933), сюрреалист с «бытовым» уклоном. Поздравляем!

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ