НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 40 (71), 2–8 окт. 2000 г.
От редакции
Необходимо разъяснить читателям АРТ-газеты, что МОСХ России (существующее с 1932 года Московское отделение Союза художников СССР, ныне СХ России), руководимый Сергеем Горяевым, не имеет никакого отношения к Московскому союзу художников (МСХ), возглавляемому печально известными господами Бубновым, Глуховым и Казанским. Точнее, отношение имеет, но, как мы сейчас увидим, сугубо отрицательное.
19 и 20 сентября в Пресненском межмуниципальном суде г. Москвы слушалось дело по иску С.В.Горяева к В.А.Кулакову о защите чести и достоинства .
Предметом иска являлось высказанное 12 января 1998 г. на общем собрании Ассоциации художников монументально-декоративного искусства МСХ измышление Заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Университета Натальи Нестеровой Вадима Кулакова, что Заслуженный художник РФ, ныне Председатель МОСХ России Сергей Горяев, является «уголовником». Такой эпитет достался Горяеву за то, что он не допустил приватизацию творческо-производственной базы монументалистов и сохранил ее.
Ответчик долгое время (более двух с половиной лет!) затягивал процесс, то не являясь на суд, то требуя замены состава суда или участия народных заседателей, то предъявляя встречные иски (во всех исках суд ему отказал), то всевозможные ходатайства. В одном из них адвокат Вадима Кулакова договорился до того, что просил суд признать признать всех (!) членов МСХ соответчиками Кулакова, так как якобы все 6000 членов МСХ считают Горяева уголовником.
Все это время Бубнов и прочие руководители МСХ оказывали В.А.Кулакову всемерную поддержку, вплоть до того, что съездам МСХ навязывались резолюции, осуждающие «судебное преследование» Горяевым Кулакова.
И вот, наконец, 20 сентября 2000 г. суд под председательством судьи Рогожина огласил свой вердикт: удовлетворить иск С.В.Горяева к В.А.Кулакову, обязав последнего опровергнуть свое клеветническое высказывание, публично извинившись перед С.В.Горяевым, а также выплатить ему материальную компенсацию причиненного морального вреда. Имеется информация, что на причитающуюся ему выплату Сергей Горяев собирается учредить молодежную премию МОСХ России за 2000 год.
АРТ-газета считает решение суда абсолютно верным, так как использование эпитета «уголовник» в любом случае недостойно интеллигентных людей, а в отсутствие решения уголовного суда об осуждении гражданина – еще и незаконно. Мы готовы предоставить колонку газеты для публичного извинения В.А.Кулакова.
Арт-критика
Жители Парижа Виталий Стацинский и Татьяна Зверева открыли совместную выставку в Государственном литературном музее (Трубниковский пер., д.17) и назвали ее «Время назад». Последнее обстоятельство не вызывает сомнений, так как выставка, в основном, ретроспективная и ностальгическая.
В экспозиции Татьяны представлены часы или, по-научному, «объекты» с часовыми механизмами, стрелками, циферблатами и т.п. Все это, разумеется, навевает на размышления о текучести времени и его необратимости. Татьяна подошла к проблеме с добрым юмором, поэтому ее циферблаты составлены из карт, ключиков, костяшек домино и прочей цифровой и бытовой символики, укладывающейся в русло временной темы.
Стацинский на первый взгляд предстает книжным графиком-традиционалистом. Он, как типичный «шестидесятник», склонен к брутальным изображениям женского тела и мужских достоинств. Он успешно переосмысливает русский лубок, а новые постперестроечные времена, соответственно, встречает соцартом, соединяя в различных коллажах политический мусор наших дней.
С детьми Стацинский весел и нежен. Не случайно же он был художником-редактором журнала «Веселые картинки» со времени его основания в 1956 году, и главным редактором детского музыкального журнала «Колобок» (с 1967 г.).
С 1978 года он живет во Франции, где продолжает работать как иллюстратор в ведущих западных издательствах.
Вильям Мейланд
Афоризм недели
За неимением довода приводят цитату
Уголок сатирика
Художникам-начальникам,
обеспокоенным выходом в свет
«Рейтинга современных художников»
О чем шумите вы,
народные маэстры?
Похоже, рейтинг вас
не в бровь разит, а в глаз.
Россия велика,
и всем хватает места
Для мастерских и дач,
для творческих проказ.
Так что же вас гнетет?
Совковая гордыня,
Что кто-то не учел
заслуг былых времен?..
Спокойно, господа!
Ведь творчество – не вымя,
И рейтинг не для всех
вместительный бидон.
Где сливки, где вода –
рассудит не начальство,
Не свой послушный «вед»,
вкушающий паек.
Увы, здесь не вольны
ни чин, ни государство,
А лишь свободный глаз
и всемогущий Бог.
В. Доброфобов
Анекдот недели
Хорошую песню легко отличить от плохой. Хорошая – та, которая нравилась нам в молодости, плохая – та, которая нравится современной молодежи.
От Профсоюза художников
В начале лета на Интернет-сайте «Арт-Инфо» появилось письмо с резкими выпадами в адрес Рейтинга Профсоюза художников (ПСХ). Содержание письма было стандартным чиновничьим негодованием типа: «Кто уполномочил ПСХ заниматься рейтингом?», но подписи впечатляли: директор Института искусствознания А.И.Комеч, президент Российской Академии художеств З.К.Церетели, председатель СХ России В.М.Сидоров и ряд других солидных господ.
Мы немедленно обратились ко всем «подписавшим» организациям и на сайт «Арт-Инфо» с просьбой ознакомить нас с оригиналом письма. Как выяснилось, оригинал со всеми подписями никогда не существовал. Зато удалось установить авторство: член-корр. РАХ, в.н.с. Института искусствознания М.А.Чегодаева, которая поторопилась запустить неподписанный проект письма в СМИ, к которым относятся и Интернет-сайты.
Это называется не только подделкой документов, но и просто поступком, недостойным порядочных людей. Но, как говорится, Бог Чегодаевой судья. Мы принципиально не подаем в суд ни на художников, ни на искусствоведов. В мире искусства понятия чести еще не совсем растоптаны, и лучшим наказанием для подобных людей будут красноречивые взгляды окружающих.
Важно другое. Эта фальшивка стала запалом форменной травли, обрушившейся на членов Рейтингового Центра (РЦ). На ПСХ в целом замахиваться, естественно, никто не смеет, а вот искусствоведам достается «по полной программе».
В связи с этим позвольте заявить: РЦ действует на основании «Положения о Рейтинговом Центре ПСХ», и давление на членов РЦ является нарушением ст. 5 Закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». Любое заявление искусствоведа об оказываемом на него давлении будет рассматриваться ПСХ, и по нему будут применяться все меры, предусмотренные ст. 29 и 30 Закона.
Теперь об этической стороне вопроса. Некоторые организации, ведущие выставочную деятельность, восприняв «письмо» Чегодаевой как позицию «начальства», до такой степени испугались, что заявили: мол, напрасно ПСХ в публикации рейтинга их поблагодарил за «оказанную консультативную, информационную и иную помощь»...
На самом деле одна лишь возможность рейтингования художников на выставках, проводимых этими организациями, дает повод выразить подобную благодарность. В наше тяжелейшее время выставочная деятельность заслуживает не просто благодарности – поклона! Я уж не говорю о многочисленных консультациях, которые проводились практически со всеми крупными художественными организациями, ассоциациями и галереями.
Да, к сожалению, из-за «письма» Чегодаевой получилось, что благодарность со стороны РЦ ПСХ косвенно поставила эти организации под обстрел интриганов от искусства. Но что же теперь – не благодарить? Это не только элементарная вежливость – неупоминание оказывавшей помощь организации может быть сочтено нарушением Закона «Об авторском праве». Поэтому могу лишь повторить: если в связи с Рейтингом на Вас было оказано давление, немедленно информируйте ПСХ.
И, наконец, по поводу этичности рейтингования вообще. Во-первых, это рейтинг не некоей «группы художников и искусствоведов» (как заявил В.А.Бубнов в интервью газете «Культура»), а общественной организации – ПСХ. Если председатель Московского союза художников Бубнов с чем-то в рейтинге не согласен, у него есть два законных пути: либо наладить с ПСХ сотрудничество (что ему неоднократно предлагалось), либо издать альтернативный рейтинг МСХ. А чей рейтинг будет признан публикой – покажет время. Давно прошли те времена, когда мнений могло быть только два: одно – КПСС и ее верного помощника, СХ СССР, а другое – ошибочное.
Во-вторых, Рейтинг ПСХ публикуется как приложение к АРТ-газете. Таким образом, Рейтинг имеет статус зарегистрированного СМИ, и обязательное получение письменного согласия кого-либо на публикацию любого материала являлось бы нарушением свободы печати (ст. 1 Закона «О средствах массовой информации»). Ни под какие ограничения свободы СМИ Рейтинг не подпадает.
А по поводу «возмущения художников Рейтингом» факты таковы: только 1 (один) скульптор из 800 попросил не упоминать его имя в еще неизданном рейтинге скульпторов. А среди 4000 живописцев и графиков – ни одной подобной просьбы!
Сергей Заграевский
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ