НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 43 (74), 23–29 окт. 2000 г.
Слово искусствоведа
Есть один миф. Состоит он в том, что Зураб Церетели никогда не «халтурит». Дескать, деньги он зарабатывает где-то в «постороннем» бизнесе, а когда создает очередной «шедевр монументальной пластики», то исключительно из-за большой любви к искусству. А если «шедевр» не получается – ничего, творческая неудача, получится в следующий раз...
Развеять этот миф оказалось на удивление просто. Для этого достаточно сходить в наконец-то заработавший музей Победы на Поклонной горе. Но речь сейчас пойдет не об огромных монументах, поставленных Церетели перед музеем, которые москвичи давно уже прозвали «тараканом на столбе» (богиня Победы с ангелами) и «разделанным осетром» (змей, побежденный Георгием).
Миф развеивается внутри Музея, в центральном холле 2-го этажа. В нем множество бюстов. В глубине теснятся генералы 1812 года, а на виду – 11 маршалов времен Великой Отечественной войны. Бюсты парадные, официозные, при всех орденах, во главе с лучшим другом советских детей – товарищем Сталиным.
Последнего легко узнать по усам, к тому же в сороковые-пятидесятые годы встречались и менее профессионально выполненные парадные портреты любимого вождя. А вот с узнаваемостью остальных – проблема. Ученически аккуратные ордена и любовно вылепленные звезды на погонах соседствуют с настолько «залакированными» чертами лиц, что это и в советское время могло быть сочтено излишним угодничеством. Как это смотрится сейчас – можете себе представить.
Но странно другое: у всех бюстов 1812 года есть таблички с именами авторов, а у маршалов нет. Вообще-то музей Победы анонимностью не страдает, многие авторы увековечены даже на золотых табличках. Но о самом музее – в другой раз, а сейчас давайте внимательно всмотримся в основания маршальских бюстов – не выбито ли славное имя творца хотя бы на них? Выбито! З.К.Церетели-2000!
Мы многого могли ожидать от президента Академии художеств, но того, что он «докатится» до ваяния товарища Сталина в парадном мундире – простите, не ждали. Вряд ли он умирал от голода и был вынужден срочно «подхалтурить».
Конечно, это его личное дело – что ваять и как. Но позвольте напомнить одну замечательную историю. Когда одному видному ученому предложили стать высокооплачиваемым членом правления акционерного общества, он отказался с мотивировкой: «Денег мне на жизнь и так хватает, а некролог я себе испорчу».
Дай Бог Зурабу Константиновичу прожить сто лет, да и рано ему думать о некрологе. Но неужели он готов остаться в памяти потомства ваятелем дешевых орденоносных бюстиков? Или он так высоко (или так низко) ценит свои предыдущие творения, что ему уже все равно?
Сергей Заграевский
Арт-критика
Москва глазами итальянца
Москва умеет впечатлять, разочаровывать, пугать. Её облик поражает иностранца, и если это натура творческая, с философской, даже провидческой склонностью к отображению действительности, то увлечение темой нашего города неизбежно.
Итальянский художник (из семьи потомственных реставраторов) Аттилио Стеффанони, работы которого сейчас экспонируются в Музее личных коллекций ГМИИ, – подтверждение тому.
После посещения Москвы, по мимолётным карманным рисункам, фотографиям, в 1995-98 гг. он пишет картины, пронизанные образом города-драмы, «в котором каждый ищет что-то утраченное, забытое, но невосполнимое». Такой несколько пессимистичный взгляд и тревожное настроение чувствуется в «кровавых» размытых пятнах Красной площади, в вечернем сумраке дворов, в абстрактных, всегда чёрных фигурах случайных прохожих.
Купола, шпили, крыши, намеченные динамичными штрихами, дви-жутся как живые в безграничном городском пространстве, тают как мираж. Насыщенность тона, гамма ярких, лёгких оттенков, зарисовочная манера в технике жидкой акварели, пером и кистью, – всё это создаёт экспрессионистическое впечатление. При таком подходе невозможны слащавые пейзажи и прорисовка деталей. Возникает что-то громадное, трагедийное, театральное.
Таково понимание Москвы у Стеффанони – как существа, живущего по своим законам. И видение нас – ищущих, волнующихся.
Анастасия Тарасова
Афоризм недели
Алмаз в грязи не тает
Уголок сатирика
Коммерческий зуд обуял мастеров.
Растут, как грибы, галереи.
Салон на салоне мостится хитро.
Духовность же тихо хиреет.
Сидят по углам мастерских пауки,
Пылятся холсты и палитры.
Пугливо ворчат и молчат старики
Вдали от коммерческий битвы.
А молодь крутая, вошедшая в раж,
Ваяет, рисует и пишет.
Зовет галеристов в Манеж Каракаш*
Заполнить все стойла и ниши.
И вал нарастает. Пахуч худнавоз.
Охоча братва до валюты...
Да здравствует славный столичный колхоз
И каждый его дистибьютор!
Артдилеры, то бишь варяги, скорей
Приидите и володейте!
Отныне царит капитал на дворе,
А мы его бедные дети.
В.Доброфобов
* Станислав Каракаш – директор ЦВЗ «Манеж».
Анекдот недели
Путин смотрит в окно Большого Кремлевского Дворца на купол Сената, где развевается трехцветный российский флаг, долго думает, потом звонит Ельцину:
– Борис Николаевич, контракт на рекламу в Кремле пасты «Аква-фреш» заключался при Вас?
Слово искусствоведа
В редакции журнала «Наше наследие» проходит выставка известного московского графика Александра Ливанова. Представлены работы, написанные художником в разные годы. В экспозиции создан своеобразный колористический диссонанс: на одной стене расположены только черно-белые работы, на противоположной – цветные.
Беглый взгляд может оставить обманчивое впечатление непроработанности, этюдности выставленной графики. Но стоит лишь задержаться чуть подольше у любого конкретного листа – и возникает совсем другое ощущение: целостности, композиционной и цветовой завершенности, самодостаточности произведения. Дело в том, что художник сохранил в своей графике оригинальный стиль и «вечно молодой дух исследователя». Кажется, что автор, изображая, в общем-то, традиционные сюжеты – натюрморты и композиции с фигурами – экспериментирует с пространством, пытается найти истинное значение предметов, которые изображает, не вырывая из реальности.
Из-за этого создается впечатление, что работы написаны молодым художником, находящимся в состоянии поиска, хотя на самом деле Александр Ливанов с 1983 года сам преподает студентам в Московском Полиграфическом институте.
Каждой его работе свойственна архитектоника, трехмерность. Казалось бы, видишь перед собой обычный пейзаж: лес, поле, футбольные ворота, но вдруг понимаешь, что художник не просто нарисовал все это, а как бы сконструировал, прекрасно представляя себе все изображаемые предметы в пространственном объеме. И именно поэтому те же ворота выглядят «вырванными» из окружающей среды – это своеобразный намек художника на то, что на картине они изображены стоящими именно так и под таким углом к зрителю исключительно по воле автора, который при желании мог бы представить и повернуть их как угодно, но вынужден ограничиться двумерным пространством листа бумаги. Такая «дискретность» предметов и создает впечатление этюдности.
Жаль, что подобные интереснейшие эффекты, сразу привлекающие внимание профессионала, как правило, остаются незамеченными публикой. Окинув взглядом всю экспозицую, посетители удосуживают своим вниманием пару работ с заинтересовавшим сюжетом или цветовым решением, и мчат-ся дальше по своим делам.
Ливанову в данном случае повезло – его работы вывешены в уютном, светлом выставочном зале «Нашего наследия» и прекрасно обозреваются, хотя и висят в три ряда. Но, к сожалению, при нынешнем неумении публики ориентироваться в современном искусстве наверняка даже среди посетителей редакционной галереи найдется немало «пробегающих мимо» людей, для которых графика на стенах покажется всего лишь «низко-бюджетным» китчем. Таким людям хочется посоветовать открыть «Рейтинг современных художников» и посмотреть, какая категория присвоена Ливанову искусствоведами. Это 2-А: «Художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью».
Наверное, стоит вглядеться в его работы повнимательнее.
Андрей Максимов
Арт-информ
На Кузнецком мосту, 11, до 29 октября проходит выставка группы «Пленэр»: Валентина Лебедева (рейтинг 3-А), Римма Исакова (4-А), Маргарита Требоганова (4-А), Элеонора Шабловская (3-В), Наталья Соколова (4-А), Мария Лебедева (4-А), Светлана Кузнецова (5-А)... Состав участниц очень хорош, и эту выставку мы рекомендуем обязательно посмотреть.
Даты
На этой неделе под знаком Скорпиона родились:
23 октября – Моисей Фейгин (Россия, 1904), уникальный человек и замечательный художник. Поздравляем!
25 октября – Пабло Пикассо (Испания, 1881-1973), чересчур общепризнанный гений ХХ века.
26 октября – Василий Верещагин (Россия, 1842-1904), баталист, погибший под Порт-Артуром.
28 октября – Френсис Бэкон (Англия, 1909-1992), мрачный и страшный художник.
29 октября – Юлий Перевезенцев (Россия, 1938), мастер модернистских графических композиций. Поздравляем!
29 октября – Алла Пологова (Россия, 1923), тончайший, мистический творец скульптурных форм. Поздравляем!
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ