НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 46 (77), 13–19 нояб. 2000 г.

 

От редакции

 

Обращение к независимым средствам массовой информации

 

Мир искусства нуждается в вашей помощи.

Профессиональным союзом художников разработан инструмент формирования цивилизованного арт-рынка – Рейтинг художников. Существующее положение дел на российском художественном рынке обусловило появление этого универсального, компетентного и непредвзятого оценочного инструмента.

Что происходит с искусством сегодня, знает каждый. Пестрят заказными материалами страницы газет и журналов, пустуют выставочные залы, ведут нищенское существование художники и искусствоведы. Издание рейтинга было необходимо для предотвращения окончательного разрушения российского рынка искусства.

При рейтинговании используется оригинальная методика экспертных оценок, которая дает возможность оценивать феномен искусства с позиций субъектно-объектного единства «художник-произведение». Разработанные методики позволяют определить позицию художника на современном художественном рынке независимо от того, в каком стиле, направлении или материале он работает. Особенность Рейтинга в том, что он ориентирован не на узкоспециализированных профессионалов, а является справочным пособием для простой публики.

Рейтинг современных художников регулярно издается. Свет увидели уже два выпуска, в первый было включено около 2000 художников, во второй – 3500. Готовится к изданию единый рейтинг современных художников и российских мастеров XVIII-XX веков, включая номинацию «скульпторы».

К сожалению, в художественном мире немедленно появились люди, заинтересованные в скандальной дискредитации рейтинга. Явив публике независимое мнение экспертов, своим появлением он «спутал карты» многим из тех, кто наживался на неразберихе в российском художественном рынке.

Пока имеет место подобное отношение к художественному рынку вообще и к рейтингу художников в частности, российские любители искусства вынуждены жить в информационном вакууме, а художники – надеяться на посторонние, «нехудожественные» заработки, чтобы оплатить выставку и статью в газете.

На сегодняшний день прежде всего через СМИ можно дать людям возможность правильно воспринимать и оценивать искусство. Но в настоящее время СМИ, прямо или косвенно контролируемые З.К. Церетели, начали информационную блокаду рейтинга, к которой подключился и ряд телеканалов. Такая ситуация может привести к монополизации художественного рынка узкой группой лиц, и задача людей, которым искусство дорого – прорвать эту блокаду.

Искренне надеемся на вашу помощь и сотрудничество.

Сергей Заграевский

 

Афоризм недели

 

Кто многого добивается, тому многого недостает

 

Уголок сатирика

 

Александру Рукавишникову,

автору памятника Достоевскому

и многих новых проектов

 

Рукавишников-младшой

Лепит только по-большому –

Достоевский впал в истому

И измучился душой.

 

Говорят, что на прудах

Патриарших скоро грянет

Нечто, что нас в сердце ранит,

И Москве наступит крах.

 

Что же делать, если мы,

Добиваясь разных целей,

Претерпели Церетели –

Пир пластической чумы?

 

В.Доброфобов

 

Даты

 

На этой неделе под знаком СКОРПИОНА родились:

13 ноября – Леонид Берлин (Россия, 1925), скульптор мощных угловатых форм. Поздравляем!

14 ноября – Клод Моне (Франция, 1840-1926), центральный «столп» импрессионизма.

 

Анекдот недели

 

Новый русский разорился и работает водителем автобуса. На остановках он объявляет:

– Чуваки, коцайте тикеты. Если тикет прокоцан, то есть клевая отмазка. Если тикета нет – будет гнилой базар. Чуваки, варнинг! Непрокоцанный тикет за отмазку не катит!

 

Слово искусствоведа

 

ИСПАНСКИЕ СТРАСТИ

Часть первая: ЗУРАБ РОТТЕРДАМСКИЙ

 

Уезжая на две недели на юг Пиренейского полуострова, я всерьез надеялся, что хотя бы на этот срок буду свободен от некоторых особо угнетающих явлений российской действительности. Речь не только о выразительных лицах госдумской эмоциональности, третьесортном отечественном футболе или тошнотворной рекламе прокладок, жвачки и средств от перхоти. Для жителя Москвы с некоторых пор очень важно оказаться в такой местности, где нет ни одного развесистого памятника или ДИКОративной монументалки Зураба Церетели, подавляющей целые площади.

Увы, расслабиться не удалось. Сокрушительность впечатления была тем более велика, что наш титан настиг меня в самом неожиданном месте. Нежное октябрьское солнце, тихое Средиземное море, белые яхты и виллы богачей, то есть фешенебельная Марбелья на Коста дель Соль... И вдруг – ОНО! Возникающее и пугающее, как НЛО.

Над рыжеватой черепицей крыш, над белоснежными стенами домов на фоне голубого андалузского неба на большой высоте торчит нечто очень знакомое – уродливое и хрестоматийное одновременно. Отрезвляя, холодный пот помогает понять, что узнаваемо это не только потому, что уродливо, но и потому, что это откровенная копия памятника Осипа Цадкина, воздвигнутого в Роттердаме в память погибших во время фашистской бомбардировки. В испанском случае бомбардирующее действие оказывает сам памятник, как, впрочем, и во всех других городах и странах, куда дотянулась мощная длань нашего творца.

Не исключаю, что Зураб Константинович счел образ Цадкина за собственное «открытие», не осознав до конца, «кто есть ху». Так бывает. Не со всеми, но с некоторыми художниками случается, что от перманентного творческого экстаза в памяти все перемешивается и чужое делается своим. Церетели интерпретировал Цадкина с элементами садизма и привнес в атмосферу мирного буржуазного курорта изрядную долю нервно-мышечного возбуждения. Мелкие монументально-декоративные творения существовали в Марбелье и до него, но он с известным москвичам размахом превзошел жалкие (иногда действительно жалкие) потуги местных скульпторов. На высоком постаменте есть надпись на чистом испанском языке, что это не просто дорогостоящий памятник, а «дар всемирно известного скульптора из России Зураба Церетели городу Марбелье»...

Поистине: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Еще два-три таких дара, и в Испанию можно не ездить. Никакой безумный Дали вкупе с Миро неспособны сегодня конкурировать с нашей всемирной знаменитостью. Наш сюр самый сюрный, ибо подавляет и вообще стилем не является. Стиль – это из области искусства. У нас же все почему-то превращается в некое патологическое государственное ваяние и зодчество, а в случае с Церетели – в комбинатский ремесленный навал, поддержанный властью и всеми ее институтами. Впрочем, забыл! Церетели же сам себе институт, и Академия художеств впридачу.

Испанцы живут далеко от нас, и климат у них, слава Богу, другой. К тому же мавры с евреями и цыганами много чего подмешали в испанскую культуру. Но все же они, как мне кажется, пока что недооценивают степень влияния Церетели на средиземноморский менталитет.

В солнечную Марбелью и ее окрестности я теперь ни ногой. Лучше уж смиренно забиться куда-нибудь в глушь рязанскую или ярославскую, куда еще не дотянулись руки щедрого титана нашего современного искусства Возбуждения.

Вильям Мейланд

 

Арт-критика

 

В ЦДХ прошла очередная выставка, посвященная беспрецедентной «раскрутке» художника Кирилла Данелия – сына знаменитого режиссера Георгия и хозяйки галереи «Пан-Дан» Галины.

Кирилл отличается качественными, добротными работами, хотя и не всегда самостоятельными (последнее, впрочем, поправимо – ему всего 32 года). Но окружение Кириллу на его персональных(!) выставках «Пан-Дан» создает потрясающее: Зверев, Рабин, Немухин, Плавинский... Последние играют декоративную роль, создают «антураж», а работы Кирилла висят посередине, как «Явление Христа народу». Эх, всем бы художникам такую маму, как Галина Данелия...

ЗСВ

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ