НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 48 (79), 27 нояб.–2 дек. 2000 г.
От редакции
О том, что в РГГУ (Российском государственном гуманитарном университете на ул. Чаянова, 15) выставлена знаменитая коллекция Леонида Талочкина, знают очень многие. Но как эта коллекция выставлена – разговор особый. Если кто-то считает, что в Москве появился новый музей современного искусства имени Талочкина, то заблуждается.
Прежде всего, до этой экспозиции надо дойти. В РГГУ – пропускной режим, а обвинить охрану в тесном знакомстве с творчеством Юрия Злотникова, Вячеслава Колейчука, Боруха Штейнберга и других «звезд» коллекции Талочкина крайне трудно. В итоге после долгих скитаний по соседнему музею им. Цветаева и длинным коридорам есть шанс до экспозиции все-таки добраться и... ужаснуться.
Нет, не экспонатам. Имена говорят сами за себя – Злотников, Колейчук, Косаговский, Инфанте, Харитонов, Звездочетов, Штейнберг, Рогинский... И работы редчайшие – шестидесятых, семидесятых, начала восьмидесятых годов, то есть тех времен, когда «абстрактистов» власть травила, а Талочкин, несмотря на это, совершал свой гражданский подвиг – коллекционировал их произведения.
Но можно ли вешать картины Виктора Казарина на темной лестнице? Можно ли размещать композицию Баруха Штейнберга «Памяти Татлина» (1967 г.) в углу за занавеской? Не стоит ли иногда стирать пыль с инсталляций Сергей Бордачева? Этично ли писать на табличках художников без имен – с инициалами, да еще и по-канцелярски – после фамилий? Согласитесь, одно дело Юрий Злотников и Вячеслав Колейчук, а другое – Злотников Ю.С. и Колейчук В.Ф.
Да что там говорить о таких «мелочах» – все работы висят в проходных коридорах, где нет ни нормального освещения, ни должной выставочной атмосферы, а понятие «публики» сводится к студентам, мчащимся на занятия. Интересно, сколько окурков и прочего мусора с утра приходится уборщицам выгребать из ниш в инсталляциях и скульптурах?
Весной этого года экспозиция работ из коллекции Талочкина открывалась с большой помпой. Действительно, если занятия отменить, студентов выгнать, а охрану предупредить, чтобы пускала по пригласительным билетам и объясняла маршрут, то можно устроить эффектное открытие и создать среди московской интеллигенции весьма положительное впечатление о выставке. Но то, как выглядит эта экспозиция сейчас, можно назвать только интерьерным дизайном.
Не лучше ли было все-таки выделить для коллекции Талочкина хотя бы пару отдельных комнат? Не поместятся все работы – не беда, периодическое обновление экспозиции только привлекало бы больше внимания к замечательным произведениям лучших творцов российского авангарда.
Сергей Заграевский
Арт-критика
В выставочном зале «Тушино» (бул. Я.Райниса, 19/1, тел. 493-1467) проходит фестиваль молодых дизайнеров – студентов многих московских вузов, причем не только художественных. О том, что на выставке есть, на что посмотреть, говорят названия номинаций: промдизайн, дизайн транспортных средств, рекламы, костюма, интерьера... Но наиболее привлекательным является то, что, собрав в единую экспозицию самые различные объекты применения дизайнерских решений, организаторы дают осознать то, что в окружающей современного человека предметной и визуальной среде нет ничего, чего не могла бы коснуться рука дизайнера.
Выставка представляет интеграцию дизайна с самыми различными аспектами человеческой деятельности, от самых незначительных вещей – предметов быта, посуды и мебели – до крупных архитектурных решений городского масштаба. Радует глаз грамотная экспозиция, что очень важно для правильного восприятия предметов дизайна или концептуальных решений. Все-таки «Тушино» по праву считается одним из лучших муниципальных залов Москвы, и при просмотре работ вы не наткнетесь на торчащий радиатор отопления или неряшливый моток проводов удлинителя – проблемы многих галерей.
Хотелось бы только, чтобы те, в чьих руках сегодня находятся производственные мощности и градостроительные полномочия, почаще обращали внимания на подобные мероприятия и их участников. Тогда, может быть, выставленные проекты перестали бы быть просто курсовыми и дипломными работами, а наша окружающая действительность стала бы удобней и красивей.
Андрей Максимов
Афоризм недели
Поставь человека на свое место, и он станет тебе неприятен
Уголок сатирика
По случаю рейтингования старых и новых мастеров
XVIII-XX веков
Поминовение усопших –
Благое дело, господа.
Никто из них уж не возропщет,
Им нет от рейтинга вреда.
Но про живых, пожалуй, стоит
Перепроверить все сто раз,
Не то, как зверь, творец завоет,
Иль, как дитя, слезой из глаз
Омочит скорбные страницы,
Где упомянут он в “5-Б”,
И уж никто не усомнится
В его трагической судьбе.
В. Доброфобов
Даты
На этой неделе под знаком СТРЕЛЬЦА родились:
29 ноября – Таир Салахов (Россия, 1928), влиятельный реалист, академик и герой Соцтруда. Поздравляем!
30 ноября – Константин Сомов (Россия, 1869-1939), участник «Мира Искусства».
1 декабря – Этьен Фальконе (Франция, 1716-1791), заезжий ваятель Петра на Сенатской площади.
Анекдот недели
Друзья заметили, что в доме Пикассо нет ни одной его собственной картины.
– Тебе не нравятся твои картины?
– Нет, нравятся, но они мне не по карману…
Слово искусствоведа
ИСПАНСКИЕ СТРАСТИ
Часть вторая: БЛЕСК И НИЩЕТА ПРОВИНЦИАЛИЗМА
В прошлый раз, возбудившись от лицезрения памятника Церетели в солнечной Марбелье, я из-за общей обескураженности даже не пытался обратиться к другим чисто испанским явлениям старой и современной культуры. Восполняю этот пробел, так как считаю, что происходящее сегодня в Испании таинственным образом перекликается с нашей российской действительностью.
Возьмем, к примеру, наши храмы порушенные и вновь восстановленные. И в наших, и, представьте, в испанских царит невероятная эклектика. В древнем городе Хаэне нам довелось увидеть огромный ренессансный кафедральный собор с роскошным барочным фасадом. Полюбовавшись им снаружи, мы устремились в его недра и поначалу возрадовались, обнаружив там выставку «На земле святого Лика». Дальнейшее трудновыговариваемо...
В опасной близости с шедеврами античности и средневековья, в одном выставочном разделе с полотном Эль Греко экспонировалась вызывающая тошноту натуралистическая кукольная халтура и брутальная экспрессивная размазня нашего времени. Представьте себе, что в одном зале с образами Андрея Рублева некий всевластный куратор-искусствоневед поместил бы большеглазых персонажей вечно брюзжащего и всеми обиженного Глазунова или сладчайших слюновыделителей – Александра Шилова и Никаса Сафронова. Как бы возопили все интеллигентные люди! А испанцы – ничего. Терпят.
Не исключаю, что это происходит в силу отдаленности Хаэна от культурных столиц – Мадрида, Севильи, Кордовы и Гранады. Кроме того, это была чисто религиозная выставка, устроители которой не отличались музейной разборчивостью. Пишу это не в оправдание простодушных хаэнцев, а в порядке констатации современной религиозной нечувствительности к тому, что есть искусство, а что таковым не является. Вспомянем, кстати, свое. Ведь что ни внеси в свежеотстроенный или отреставрированный православный храм – старинную ли намоленную икону, современную ли блескучую поделку или профессиональную скульптуру – все становится освященным и не подлежащим сомнению со стороны верующих.
К счастью, был и у нас случай убедиться в провинциальном блеске небольшого муниципального музея в красивейшем и ухоженном андалузском городке Антекера, где представлены экспонаты от античных времен до эпохи барокко. В этом музее соблюдена нормальная экспозиционная раздельность эпох и видов искусства. Главный шедевр – бронзовый Феб (I век н.э.) удостоен персонального пространства, а сугубая современность (сильно напоминающая, кстати, живопись 80-х годов, которую можно было увидеть в Баку или Таллинне) предусмотрительно изолирована в отдаленной музейной кубатуре.
В принципе, соединение старины и современности далеко не всегда бывает зубодробительно для первой и уничижительно для второй. В этом можно было убедиться в Музее абстрактного испанского искусства в высокогорном городе Куэнка. Музей размещен в сравнительно небольшом здании XV века, стоящем, как и многие другие дома этого своеобразного города, на самом краю отвесных скал. Современная абстрактная живопись и скульптура идеально вписываются в сложное пространство дома, иногда буквально «рифмуясь» с балками перекрытий и шероховатыми стенами.
Нечто подобное можно наблюдать и у нас в старом Манеже, где недавно был реконструирован третий этаж и обнажены сложные деревянные конструкции. Их красота вполне самодостаточна и не требует дополнения в виде пестрой современной худпродукции салонного типа. Но любопытно, что профессиональное абстрактное искусство, а также классическая черно-белая фотография вполне совместимы с деревянной манежной стариной.
Из сказанного впору сделать неожиданный вывод. Страшна не эклектика сама по себе. Она неизбежна, как продукт естественного наслоения эпох и культур. Страшны, как всегда, непрофессионализм и халтура, которые создают вокруг себя зону бездуховности. А последняя едина, наднациональна и не делится на испанскую или русскую, столичную или провинциальную. Нищета духа – она и есть нищета и никакой пышной позолотой ее не прикроешь, даже поместив в державную кубатуру нашего Сверх-Храма.
Вильям Мейланд
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ