НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ
АРТ-ГАЗЕТА
Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.
Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.
АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).
№ 1 (84), 1–7 янв. 2001 г.
От редакции
В ЦДХ на Крымском Валу продолжается выставка «Имени Твоему», на которой представлено более трех тысяч работ тысячи художников.
Тех скептиков, кто еще сомневается в необходимости рейтинга художников, приглашаем посетить эту выставку и попробовать в ней сориентироваться. Гарантируем через пять минут – рябь в глазах, а через полчаса – прекращение этого бесперспективного занятия. И дело даже не в том, что на картинах таблички «слепые» – без имен, только с инициалами художников (сколько раз мы писали о неэтичности такого подхода, и все зря). Дело в другом: на выставке представлен почти исключительно реализм, и такие его «столпы», как Михаил Нестеров, Павел Корин, Гелий Коржев, Юрий Кугач, Виктор Иванов и Ефрем Зверьков растиражированы десятками, если не сотнями подражателей.
Почему выставлено такое обилие второстепенной серятины – пусть останется на совести устроителей, но как на этой выставке понять непрофессиональному зрителю, где тут первооткрыватель, а где подражатель? Где гений, где мастер, а где посредственность? Можно обратиться на эту тему к администраторам, но Вам, скорее всего, просто вручат листок-пустографку: «Какую картину Вы хотели бы приобрести»? Да и не всегда на выставке кто-то дежурит...
Вот и получается, что без рейтинга – мнения искусствоведов – тут не обойтись. И отрадно видеть, что по выставке ходят люди с рейтингом, купленным в кассах ЦДХ, и внимательно вглядываются и в картины, и в брошюру. Это лишний раз говорит о том, что российский зритель готов учиться у профессионалов и воспринимает рейтинг Профсоюза художников с благодарностью, как искусствоведческую помощь. А учитывая то, что сейчас рейтинг «охватил» все русское искусство, начиная с восемнадцатого века, в нем зритель найдет и Михаила Нестерова, и Павла Корина, и Георгия Нисского, и все прочие «имена из истории искусств», представленные на выставке.
А потом уже можно сравнить, например, шедевры Гелия Коржева (рейтинг 2-А) и весьма на них похожие работы Николая Горского-Чернышева (рейтинг 5-В). И пусть Николай не обижается – рейтинг «не в его пользу» является прежде всего поводом задуматься о необходимости вести более активный поиск своего индиви-дуального стиля и не зацикливаться на коржевообразной «христологии».
В заключение мы рекомендуем зрителям не полениться подняться на третий этаж и посмотреть на потрясающую «Мадонну» – скульптуру Леонида Берлина. Надеемся, что несмотря на раздаваемые «листки-пустографки», она будет куплена не каким-либо «новым русским», а государством. Такие творения являются не только украшением выставки, но и национальным достоянием России.
Сергей Заграевский
Арт-критика
В Новом Манеже с 3 по 11 января проходит выставка калининградского художника Олега Мелехова.
Калининград – не тот, что расположен рядом с Москвой и сейчас называется Королевым, а тот, который когда-то был Кенигсбергом. Город, немыслимый без моря, и именно морю Мелехов отдал много лет, будучи капитаном дальнего плавания. И внешний «имидж» у Олега вполне соответствующий – не спутаешь ни с кем. Короткие седоватые волосы, идеальная «выправка», черный френч, застегнутый на все пуговицы...
Но это, так сказать, лирика. На самом деле в Олеге Мелехове живут два абсолютно разных художника. Один из них в индивидуальной, смелой и свободной манере пишет родной Кенигсберг-Калининград, а вот другой... Стандартные женские головки с большими глазками и букеты лилий как будто сошли со страниц альбомов, в которые когда-то романтичные юноши зарисовывали воздушных барышень, а барышни – любимых куколок. А когда под подобным глазастым созданием еще оказывается превыспренняя подпись типа: «Колонна Исхода не может достичь берега Земли обетованной» – становится просто обидно.
Зачем нам два Мелехова, если есть один – несомненно, великолепный мастер городского пейзажа? Зачем такое «раздвоение» самому художнику? Полагаю, человек с жизненным опытом и талантом Олега вполне способен сойти с затянувшегося перекрестка двух дорог и избрать одну – ту, которая ведет к Храму.
А к Храму Искусства ведет дорога искренности, а не надуманности. Творчества, а не изысков. Любви, а не интеллектуальных наслоений.
Абрам Цевский
Афоризм недели
Своевременное предостережение полезнее запоздалой жалобы
Даты
На этой неделе под знаком КОЗЕРОГА родились художники:
2 января – Рокуэлл Кент (США, 1882-1971), певец Севера.
2 января – Константин Худяков (Россия, 1945), артистичный сюрреалист, директор галереи «М.АРС». По-здравляем!
4 января – Зураб Церетели (Россия, 1934), живописец, по совместительству монументалист. Поздравляем!
4 января – Василий Перов (Россия, 1834-1882), передвижник.
6 января – Исаак Бродский (Россия, 1884-1939), соцреалист, автор «Ленина на фоне…», президент сталинской Академии художеств.
Арт-информ
В художественной галерее Дипломатической Академии МИД РФ (Остоженка, 53/2, тел. 2461844) проходит выставка «Искусство молодых на пороге нового тысячелетия». Представлены художники Вадим Афонин, Ольга Гамаюнова, Денис Мациевский, Анна Нечепорук, Маргарита Сюрина, Юлия Романова и другие.
Анекдот недели
Новый русский спрашивает священника:
– Если я пожертвую на храм сто тысяч долларов, то попаду в рай?
Священник отвечает:
– Вообще-то я не уверен, но почему бы не попробовать?
Больше, чем стихотворение
Александр Галич
РУССКИЕ ПЛАЧИ
На лесные урочища,
На степные берлоги
Шли Олеговы полчища
По дремучей дороге.
И, на марш этот глядючи,
В окаянном бессильи
В голос плакали вятичи,
Что не стало России.
Ах, Россия, Расея –
Ни конца, ни спасенья!
И живые, и мертвые,
Все молчат, как немые.
«Мы, Иваны Четвертые» –
Место лобное в мыле!
Лишь босой да уродливый,
Рот беззубый разиня,
Плакал в церкви юродивый,
Что пропала Россия!
Ах, Расея, Россия –
Все пророки босые!
Горькой горестью мечены
Наши тихие плачи –
От Петровской неметчины
До нагайки казачьей!
Птица вещая, троечка,
Тряска вечная чертова!
Как же стала ты, троечка,
«Чрезвычайкой» в Лефортово?
Ах, Россия, Расея –
Чем набат не веселье?..
Что ни год – лихолетье,
Что ни враль, то Мессия!
Плачет тысячелетие
По России – Россия!
Плачет в бедах и в скучности...
А попробуй, спроси –
Да была ль она, в сущности,
Эта Русь на Руси?
Эта – с щедрыми нивами,
Эта – в пене сирени,
Где родятся счастливыми
И отходят в смиреньи,
Где как лебеди – девицы,
Где под ласковым небом
Каждый с каждым поделится
Божьим словом и хлебом?
Листья капают с деревца
В безмятежные воды,
И кружат, как метелица,
Над землей хороводы,
А за прялкой беседы,
На крыльце полосатом
Старики-домоседы
Знай дымят самосадом,
Осень в золото набрана,
Как икона в оклад...
Значит, все это наврано,
Лишь бы в рифму да в лад?!
Чтоб, как птицы на дереве,
Затихали в грозу,
Чтоб не знали, но верили
И роняли слезу,
Чтоб начальникам кланялись
За дареную пядь,
Чтоб грешили и каялись,
И грешили опять?..
То ли сын, то ли пасынок,
То ли вор, то ли князь –
Разомлев от побасенок,
Тычешь каждого в грязь!
Переполнена скверною
От покрышки до дна...
Но ведь где-то, наверное,
Существует – Она?!
Та – с привольными нивами,
Та – в кипеньи сирени,
Где родятся счастливыми
И отходят в смиреньи...
Птица вещая, троечка,
Буйный свист под крылом!
Птица, искорка, точечка
В бездорожье глухом!
Я молю тебя – выдюжи!
Будь и в тленьи живой,
Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
Слышать благовест твой!...
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ