НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Академик С.В. Заграевский

 

РЕЕСТР БЕЛОКАМЕННЫХ ЗДАНИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

  

Москва, 2006–2010 гг.

Заграевский С.В © 2006–2010

 

Аннотация

 

В составленный академиком С.В. Заграевским реестр белокаменных зданий Древней Руси включены все известные науке здания, возведенные из белого камня в XIIXVII веках на территории русских княжеств и централизованного Русского государства.

 

 

1. Термины и определения:

– в настоящий реестр включаются здания, возведенные в XIIXVII веках на территории русских княжеств и централизованного Русского государства;

– белый камень – известняк среднекаменноугольных отложений. В обиходе белым камнем часто называют доломиты, песчаники и другие виды светлого камня (это прежде всего характерно для зодчества Галицко-Волынской земли, Русского Севера и Поволжья), но эти случаи мы будем специально оговаривать;

– белокаменными мы считаем либо здания, полностью возведенные из белого камня, либо здания, у которых из белого камня возведены, как минимум, стены. Наружная облицовка кирпичных стен белым камнем, создающая соответствующий внешний облик постройки, также позволяет называть здание белокаменным;

– здания, стоящие на белокаменных подклетах и (или) украшенные белокаменным декором, но выстроенные не в вышеописанной белокаменной технике, в настоящий реестр не включаются;

– в настоящий реестр включаются здания, про которые нам точно известно, что они были белокаменными (т.е. они либо сохранились, либо относительно них имеются соответствующие археологические данные);

– по умолчанию предполагается строительство белокаменных зданий в полубутовой технике, когда из отесанных блоков белого камня возводятся две стенки-облицовки, а пространство между ними заполняется бутом (обломками камня, обломками кирпича и булыжниками) и заливается известковым раствором. Случаи применения иной строительной техники специально оговариваются;

– говоря о планах и типах храмов, мы по умолчанию считаем их одноглавыми. Другие случаи специально оговариваются;

– в настоящем реестре приведены датировки, которых придерживается автор;

– настоящий реестр не претендует на роль пособия по изучению белокаменного зодчества либо на роль обзора научной литературы по соответствующим зданиям. Научный аппарат настоящего реестра призван лишь уточнить некоторые спорные вопросы.

 

2. Домонгольское время.

2.1. Галицкое княжество1 (строительство велось из различных сортов местного светлого камня – известняка, алебастра, песчаника и травертина, в обиходе именуемых белым камнем):

– церковь Иоанна в Перемышле Галицком. 1119–1124 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Возможно, своды и глава были деревянными2. Не сохранилась;

– церковь неизвестного посвящения в Звенигороде Галицком. Первая половина XII века. Небольшой трехапсидный двухстолпный (возможно, четырехстолпный) храм. Не сохранилась;

– церковь Спаса в Галиче. Конец 1140-х годов. Четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;

– Успенский собор в Галиче. Середина XII века. Четырехстолпный трехапсидный храм с галереями. Не сохранился;

– церковь неизвестного посвящения в урочище Цвинтариски около Галича. Вторая половина XII века3. Небольшой четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;

– церковь неизвестного посвящения в Галиче. Вторая половина XII века. Ротонда-квадрифолий (т.н. «Полигон»). Не сохранилась;

– церковь неизвестного посвящения в селе Побережье близ Галича. Вторая половина XII века. Ротонда-квадрифолий. Не сохранилась;

– церковь Ильи пророка в Галиче. Вторая половина XII века. Ротонда с двумя примыкающими объемами (возможно, с башней). Не сохранилась;

– церковь Пантелеймона в Галиче. Рубеж XII и XIII веков. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранилась нижняя часть.

Итого 9 зданий, из них частично сохранилось одно.

 

2.2. Владимиро-Суздальское великое княжество4:

– Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. В XVII веке своды, верх апсид и барабан были переложены из кирпича. В остальном сохранилась;

– Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– церковь св. Георгия на дворе Юрия Долгорукого во Владимире. 1152 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Обрушилась при пожаре 1778 года и была заново выстроена из белого камня (вероятно, вторичного использования);

– Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1152 год. О типе и плане храма сведений нет. Разобран в связи со строительством нового собора в начале XIII века;

– церковь Спаса в Суздале. 1152 год. О местонахождении, типе и плане храма сведений нет5;

– Успенский собор во Владимире. 1158–1160 годы. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами. В 1186–1189 годах обстроен высокими галереями;

– белокаменные стены Боголюбова (пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области), ориентировочно рубеж 1160–1170-х годов. Исчезли не позднее XVIII века;

– церковь Рождества Богородицы в Боголюбове. Четырехстолпный трехапсидный храм. 1158 год. Обрушилась в 1722 году и была полностью перестроена из кирпича;

– церковь Покрова на Нерли близ пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. 1158 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранилась;

– белокаменный дворец Андрея Боголюбского в Боголюбове. Ориентировочно 1160-е годы. От дворца сохранились лестничная башня и переход на хоры церкви Рождества Богородицы, остальные его части исчезли не позднее XVIII века;

– Успенский собор в Ростове Великом. 1161–1162 годы. Первоначально четырехстолпный трехапсидный храм, позднее к нему был пристроен нартекс, после чего собор стал шестистолпным6. Обрушился в 1204 году, в 1213–1231 годах заново выстроен по тому же плану из белого камня;

– Золотые ворота во Владимире с надвратной церковью Ризположения. Между 1158 и 1164 годами. Церковь предположительно являлась небольшим четырехстолпным трехапсидным храмом. Ворота в целом сохранились, церковь пропала при перестройках верха ворот;

– Спасо-Преображенская церковь во Владимире. 1164 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Обрушилась при пожаре 1778 года;

– Дмитриевский собор во Владимире. 1191 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря во Владимире. 1192–1196 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разобран в середине XIX века, на его месте был построен новый белокаменный храм в старинных формах, разрушенный в 1930-х годах;

– церковь Иоакима и Анны на воротах детинца во Владимире. Ориентировочно 1196 год. О типе и плане храма сведений нет. Прекратила существование ранее XVII века вместе с детинцем;

– Успенский собор в Ростове Великом. 1213–1231 годы. Построен на месте обрушившегося собора 1161–1162 годов. В 1408 году у храма обрушился верх, восстановленный к 1411 году. В начале XVI века7 на его месте был построен кирпичный собор;

– собор Рождества Богородицы в Суздале. 1222–1225 годы. Трехглавый шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами. Первоначальный материал – туфообразный известняк (фактически низкокачественный белый камень). Обрушился в 1445 году, верх достроен из кирпича в 1528 году;

– Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде. 1225–1227 годы. О типе и плане храма сведений нет, кроме вероятности того, что он был трехпритворным;

– церковь Михаила Архангела в Нижнем Новгороде. 1227–1229 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. В 1359 году церковь была полностью перестроена;

– Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230–1234 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. Обрушился в начале–середине XV века, частично восстановлен в 1471 году.

Итого 23 здания, из них полностью или частично сохранились девять.

 

3. Послемонгольское («послебатыевское») время.

3.1. Галицко-Волынское княжество8 (строительство велось из различных сортов местного светлого камня – известняка, алебастра, песчаника и травертина, в обиходе именуемых белым камнем):

– замок в Львове. Вторая половина XIII века. Сохранился фундамент башни и примыкавших к ней участков южной и западной стен;

– церковь св. Николая в Львове. До 1292 года. Бесстолпный одноапсидный купольный храм с двумя боковыми приделами. В XVII и XIX веках многократно перестраивалась, сохранилась нижняя часть;

– церковь Пятницы в Львове. Конец XIII – первая половина XIV века. Бесстолпный одноапсидный храм с притвором. Не сохранилась;

– церковь Рождества в Галиче. Конец XIII – начало XIV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;

– Спасский монастырь в селе Спас близ Старого Самбора. Спасо-Преображенский собор (вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм) и оборонительная башня. Конец XIII века. Собор не сохранился, кладка башни сохранилась на высоту около 1 м;

– церковь Иоанна Златоуста в Холме. 30–50-е годы XIII века. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;

– церковь Косьмы и Дамиана в Холме. 30–50-е годы XIII века. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Не сохранилась;

– оборонительная башня в Холме. 30–40-е годы XIII века. Не сохранилась;

– гражданская постройка в Холме, часто называемая «дворцом Даниила Галицкого». Конец XIII – начало XIV века. Не сохранилась;

– оборонительная башня в селе Столпье близ Холма. Конец XIII – начало XIV века. Сохранилась;

– оборонительная башня в деревне Белавино близ Холма. Конец XIII – начало XIV века. Частично сохранилась.

Итого 12 зданий, из них полностью или частично сохранились четыре.

 

3.2. Ростовское княжество:

– Борисоглебская церковь в Ростове Великом. 1287 год. Небольшой четырехстолпный одноапсидный храм. Была выстроена в бутовой технике (с применением опалубки) с последующей облицовкой тонкими плитами белого камня9. Сохранилась на 2/3 высоты под кирпичным храмом 1761 года.

Итого 1 несохранившееся здание.

 

3.3. Рязанское княжество:

– Церковь, предшествовавшая Успенскому собору в Коломне (до 1300 года принадлежавшей Рязанскому княжеству). Конец XIII века10. О типе и плане храма сведений нет;

– Успенский (ныне Христорождественский) собор в Переславле-Рязанском (современная Рязань). Конец XIV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Полностью перестроен из кирпича в 1598–1606 годах;

Итого 2 несохранившихся здания.

 

3.4. Тверское великое княжество11:

– Спасский собор в Твери. 1285–1290 годы. Предположительно четырехстолпный трехапсидный храм12. В ХVII веке на его месте построен кирпичный собор;

– Церковь Рождества Богородицы в селе Городня Тверской области. Конец XIII–начало XIV века13. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Сохранилась;

– церковь, предшествовавшая храмам рубежа XIVXV веков в Старице. XIV век. О типе и плане храма сведений нет;

– собор Федора Стратилата Федоровского монастыря в Твери. 1323–1325 годы. О типе и плане храма сведений нет. Не сохранился;

– Архангельский собор в Старице. Конец XIV – начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разрушен в Смутное время;

– церковь Николы в Старице. Начало XV века. Небольшой бесстолпный одноапсидный храм. Разрушена в Смутное время;

Итого 6 зданий, из них сохранилось одно.

 

3.5. Московское великое княжество14:

– церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне. Начало XIV века15. Бесстолпный храм с угловыми пилонами. Верх перестроен из кирпича в XVI веке;

– Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района Московской области. Начало XIV века16. Бесстолпный храм с угловыми пилонами. Сохранилась;

– Старо-Никольский (ныне Петропавловский) собор в Можайске. Начало XIV века17. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Перестроен из кирпича в XIX веке с копированием старинных форм;

– Успенский собор в Москве. 1326–1327 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами16. Разобран в начале 1470-х годов в связи со строительством нового собора;

– церковь-колокольня Иоанна Лествичника в Москве. 1329 год. Октагональный одноапсидный храм столпообразной формы19. Верх разобран в 1505 году, нижняя часть – в XVII веке20;

– Петроверигский придел Успенского собора в Москве. 1329 год. О типе и плане сведений нет. Разобран вместе с собором в начале 1470-х годов;

cобор Спаса на Бору в Москве. 1330 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен (возможно, из белого камня21) в 1527 году, затем в XVIII веке частично из белого камня, частично из кирпича;

– Архангельский собор в Москве. 1333 год. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. В 1505 году разобран, на его месте Алевизом Новым был построен новый кирпичный собор;

– Придел-притвор собора Спаса на Бору в Москве. 1350 год. О типе и плане сведений нет. Разобран вместе с собором в XVI веке.

– Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде. 1350–1352 годы. О типе и плане сведений нет. В XVII веке на его месте был построен кирпичный храм;

– церковь Михаила Архангела в Нижнем Новгороде. 1359 год. Построена на месте храма 1227–1229 годов. Четырехстолпный трехапсидный храм с тремя притворами. В XVII веке на ее месте был построен кирпичный храм;

– собор Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря в Москве. 1365 год. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен из кирпича в 1501 году, разобран в ХХ веке;

– стены Московского кремля. 1367 год. Разобраны в конце XV века;

– Успенский собор Симонова монастыря в Москве. 1379–1405 годы. Вероятно, четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроен из кирпича в 1540-х годах, взорван в ХХ веке;

– Успенский собор в Коломне. 1379–1382 годы. Трехглавый шестистолпный трехапсидный храм на подклете. Обрушился во время строительства, вскоре был восстановлен и простоял до 1672 года, когда на его месте был построен кирпичный собор;

– неоконченное строительство белокаменного кремля в Нижнем Новгороде. 1372 год;

– церковь Рождества Богородицы в Московском кремле. 1393 год. Четырехстолпный трехапсидный храм. Верх обрушился в 1479 году. В начале XVI века храм выше хор перестроен из кирпича;

– Благовещенский собор в Москве. Середина 1390-х годов22. Бесстолпный одноапсидный храм на подклете23. Перестроен из белого камня (трехапсидным с угловыми пилонами24) в 1416 году, из кирпича в 1484–1489 годах. От первого храма сохранился подклет;

– Богоявленский собор Богоявленского монастыря в Москве «за торжищем». Рубеж XIV и XV веков25. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разрушен после пожара 1684 года, на его месте построен новый кирпичный храм;

– Можайск, церковь Иоакима и Анны. Начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Перестроена из кирпича в XIX веке, от первого храма уцелела северная стена;

– Звенигород. Успенский собор «на Городке». Около 1400 года. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– Звенигород. Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Начало XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– Москва. Вознесенский собор Вознесенского монастыря в Кремле. 1407–1467 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Разобран в 1516 году. На его месте был построен кирпичный храм, уничтоженный в ХХ веке;

– Троице-Сергиева Лавра. Троицкий собор. 1422–1427 годы. Четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– Москва. Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного. До 1427 года. Четырехстолпный трехапсидный храм. Верх обрушился в пожар 1812 года, храм отреставрирован в 1960–1961 годах со многими искажениями26.

Итого 25 зданий, из них полностью или частично сохранились девять.

 

3.6. Централизованное Русское государство:

– Собор Рождества Богородицы в Пафнутьеве-Боровском монастыре. 1466 год27. Четырехстолпный трехапсидный храм. На его месте в конце XVI века был построен новый кирпичный собор;

– Успенский собор Мышкина и Кривцова в Москве. 1472–1474 годы. Шестистолпный трехапсидный храм (главы построить не успели). Обрушился во время строительства;

– Успенский собор Аристотеля Фиораванти в Москве. 1475–1479 годы. Пятиглавый шестистолпный пятиапсидный храм. Своды, барабаны, круглые столпы и восточная стена над апсидами сложены из кирпича. В целом сохранился;

– Грановитая палата в Москве. 1487–1491 годы. Выстроена из кирпича, фасад, выходящий к Соборной площади, облицован белым камнем. Сохранилась;

– Воскресенский собор в Волоколамске. Конец XV века. Четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Своды и барабан – кирпичные, переложены в конце XVII века.

– церковь Трифона в Напрудном (Москва). Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом. Конец XV века28. Свод и барабан – кирпичные. В целом сохранилась;

– церковь Зачатия Анны «что в Углу» (Москва). Рубеж XV и XVI веков29. Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом. Свод и барабан – кирпичные. В целом сохранилась;

– церковь Никиты за Яузой в Москве. Первая треть XVI века30. Бесстолпный одноапсидный храм с крещатым сводом, на подклете. Свод, барабан и апсида – кирпичные. Верх храма перестроен в 1595 году;

– Успенский собор Отроча монастыря в Твери. XVXVI века31. Трехапсидный храм, четырехстолпный либо бесстолпный с притвором32. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм;

– собор Рождества Богородицы Бобренева монастыря в Коломне. Ориентировочно XV–начало XVI века33. Бесстолпный храм с угловыми пилонами, вероятно, одноапсидный34. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм.

–  Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря в Коломне. Ориентировочно XV – начало XVI века35. Бесстолпный двухапсидный храм с угловыми пилонами. В XVIII веке на его месте выстроен кирпичный храм.

– Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (г. Красный Холм Тверской области). Конец XV – середина XVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабан сложены из кирпича36. Сохранился в руинированном состоянии;

– Успенский собор Успенского монастыря в Старице. 1530 год. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Сохранился;

– стены и башни Зарайского кремля. 1531 год. Верхняя часть и зубцы стен и башен сложены из кирпича. Сохранились;

– палаты XVI века в Старицком кремле. Не сохранились, открыты раскопками в 1979 году37.

– Никоновская церковь (Никоновский придел Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. 1548 год38. Небольшой бесстолпный одноапсидный храм. Нижняя часть построена из кирпича и снаружи облицована белым камнем. Верх перестроен в 1623 году39. Сохранилась;

– стены и башни Серпуховского кремля. Около 1556 года. Сохранились два фрагмента восточной стены до уровня машикулей;

– Благовещенский собор в Казани. 1556–1562 годы. Пятиглавый шестистолпный пятиапсидный храм на подклете40. Собор, как и все нижеупомянутые здания Казани и Свияжска, построен из светлого известняка пермского периода, в обиходе именуемого белым камнем. В целом сохранился;

– пятиярусная колокольня Благовещенского собора в Казани. Конец XVI века. Разобрана в 1930 году;

– Никольская церковь Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 1560-е годы. Четырехстолпный одноапсидный храм на подклете. Разрушена в XX веке;

– Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря в Казани. Конец XVI века. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм. Разрушен в ХХ веке;

– стены и башни Казанского кремля. 1555–1562 годы. Верхние части достроены на рубеже XVIXVII веков из кирпича. Сохранились;

– Успенский собор Свияжского Успенского монастыря. 1555–1561 годы. Одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм на подклете. Своды и барабан кирпичные. В целом сохранился;

– Никольская трапезная церковь Свияжского Успенского монастыря. 1556 год. Одностолпный одноапсидный храм палатного типа на подклете. Сохранилась;

– четырехъярусная колокольня Свияжского Успенского монастыря (над Никольской церковью). Вторая половина XVI века. Сохранилась;

– собор Рождества Богородицы в Свияжске. Вторая половина XVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабан кирпичные. Разрушен в 1928 году;

– церковь Киприана и Устиньи в Казани. 1595 год. Четырехстолпный одноапсидный храм. Разрушен в 1930 году;

– Сергиевская трапезная церковь Иоанно-Предтеченского (до 1775 года Троицкого) монастыря в Свияжске. 1604 год. Одностолпный одноапсидный храм палатного типа на подклете. Сохранился;

– церковь Константина и Елены в Свияжске. XVII век. Бесстолпный трехапсидный храм с трапезной. Своды и барабан кирпичные. Сохранилась;

– Христорождественский собор в Каргополе. 1562 год. Пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм на подклете. Собор, как и все нижеупомянутые постройки Каргополя и острова Кия, построен из доломита, в обиходе именуемого белым камнем. Своды и барабаны собора кирпичные. Сохранился;

– Благовещенская церковь в селе Степановском Раменского района Московской области. До 1578 года. Кирпичный двухпридельный храм с крещатым сводом, частично облицованный белым камнем. В конце XVII века верх был перестроен. В целом храм сохранился;

– Введенский собор Владычного монастыря в Серпухове. XVI век. Пятиглавый двустолпный трехапсидный храм. Выстроен из кирпича, снаружи облицован белым камнем. Сохранился;

– церковь Михаила Архангела в селе Синьково Раменского района Московской области. Ориентировочно XVI век41. Бесстолпный одноапсидный храм. Своды и барабан были кирпичными. В XIX веке на ее месте была построена кирпичная церковь;

– стены Царева-Борисова Городка (пос. Борисово Можайского района Московской области). Конец XVI века. Разрушены в начале XIX века.

– Троицкая (ныне Преображенская) церковь в селе Большие Вяземы Одинцовского района Московской области. Конец XVI века. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм с двумя приделами, на подклете. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;

– Преображенская церковь в селе Остров Ленинского района Московской области. Конец XVI века. Шатровый храм с двумя приделами. Сохранилась;

– Церковь Рождества Христова в селе Беседы Видновского района Московской области. Конец XVI века. Шатровый храм с двумя приделами, на подклете. Подклет, четверик и апсида белокаменные, шатровый верх кирпичный. Сохранилась, за исключением приделов;

– Крестовоздвиженский собор Крестного Кий-Островского монастыря (Онежский район Архангельской области). 1657–1661 годы. Трехглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Верхняя часть четверика (выше уровня хор) – гранитные валуны и кирпич. Сохранился, за исключением двух малых глав42;

– церковь Рождества Богородицы в Каргополе. 1678–1680 годы. Пятиглавый бесстолпный одноапсидный храм с двумя приделами. Свод и барабаны кирпичные. Сохранилась;

– Благовещенская церковь в Каргополе. 1682–1692 годы. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;

– Воскресенская церковь в Каргополе. Конец XVII века. Пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Своды и барабаны кирпичные. Сохранилась;

– Церковь Истомы Ляпуна (Николо-Ляпуновская) в Казани. 1695 год. Одноапсидный бесстолпный храм типа «восьмерик на четверике» с трапезной. Разобрана в 1964 году;

– Воскресенская церковь в селе Колычево Домодедовского района Московской области. 1697 год. Пятиглавый бесстолпный трехапсидный храм. В конце XVIII века перестроена из белого камня выше карниза апсид;

– Знаменская церковь в пос. Дубровицы Подольского района Московской области. 1690–1704 годы. Башнеобразный центрический храм в формах западноевропейского барокко. Сохранилась.

Итого 44 здания, из них полностью или частично сохранились 30.

 

Таким образом, всего в Древней Руси нам известно 122 белокаменных здания, из них полностью или частично сохранились 54, в том числе 49 – на территории Российской Федерации.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 2.1 см.: Иоаннисян О.М. Основные этапы развития Галицкого зодчества. В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Х–первой половины XIII в. М. 1988. С. 41-58.

2. Заграевский С.В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002 (далее – Заграевский, 2002). С. 29.

3. Иоаннисян О.М. К вопросу о датировке древнерусского каменного храма в урочище Цвинтариски в окрестностях древнего Галича. В кн.: Проблемы изучения древнерусского зодчества (по материалам архитектурно-археологических чтений, посвященных памяти П.А.Раппопорта 15–19 января 1990 г.). СПб, 1996. С. 83.

4. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 2.2 см.: Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008.

5. Н.Н.Воронин считал церковь Спаса в городе Суздале, упомянутую в сообщении Типографской летописи о строительстве Юрия Долгорукого в 1152 году (ПСРЛ 24:77), приделом к храму Мономаха (Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII--XV вв. Т. 1: М., 1961. Т. 2: М., 1962. Т. 1. С. 64).

Предположение о том, что церковь Спаса находилась на дворе Юрия Долгорукого в городе Суздале, выдвигалось О.М.Иоаннисяном. Исследователь полагает, что этот двор был на месте Спасо-Евфимиева монастыря. Но это видится маловероятным, так как Спасо-Евфимиев монастырь от Кремля слишком далек (почти 2 км).

У нас есть основания считать, что церковь Спаса располагалась на суздальском дворе Долгорукого внутри городских стен, недалеко от валов со стороны реки (как и храмы в Переславле, Кидекше и Юрьеве-Польском).

Дело в том, что алтари подавляющего большинства храмов XVIII века, расположенных в центре города Суздаля, ориентированы почти точно на восток (90 градусов). И только алтари церкви Успения, стоящей сразу за валами справа от въезда в Кремль, ориентированы на 60 градусов – точно так же, как и алтари домонгольского собора Рождества Богородицы.

Первым строительным периодом церкви Успения с определенной степенью вероятности является конец XVII века, а в 1617 году на этом месте стояла деревянная церковь (Варганов А.Д. Суздаль. Ярославль, 1971. С. 133). Для суздальских церквей XVII века существенные отклонения алтарей от востока еще характерны. Но одинаковое отклонение алтарей и церкви Успения, и собора Рождества Богородицы вряд ли можно считать простым совпадением – ведь деревянные церкви XVI–XVII веков предшествовали и тем храмам XVIII века, алтари которых ориентированы точно на 90 градусов.

Наиболее удовлетворительным объяснением этой ситуации является следующее: церковь Успения была построена на месте (возможно, даже на фундаментах) домонгольского храма, т.е. церкви Спаса в городе Суздале. Действительно, расстояние от этой церкви до валов – около 10 м, до реки – около 20 м, и это самое высокое место Кремля. Во второй половине XV века на этом месте находился двор Ивана III (Варганов А.Д. Указ. соч., с. 133), и это является дополнительным аргументом в пользу того, что там же находился и двор Юрия Долгорукого.

Престол церкви Спаса мог быть переименован в Успенский в любое время между XII и XV веками. Возможно было и перенесение престола Преображения Спаса в учрежденный в 1350 году княжеский Спасо-Евфимиев монастырь. А домонгольская церковь (уже не Спасская, а Успенская) могла обрушиться, например, в Смутное время (как и построенная одновременно с ней церковь Бориса и Глеба в Кидекше), и на ее месте в 1617 году мог стоять «временный» деревянный храм, о котором говорилось в описи города Суздаля 1617 года.

Но, конечно, подтвердить нашу гипотезу о местонахождении церкви Спаса в городе Суздале могут только археологические исследования.

6. Иоаннисян О.М., Леонтьев А.Е., Зыков П.Л., Торшин Е.Н. Памятники древнерусского зодчества XII–XIII вв. в Ростове Великом // Труды VI международного конгресса славянской археологии. Т.5. М., 1999. С. 256.

7. Мельник А.Г. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 125-135.

8. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.1 см.: Антипов И.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII–первой трети XIV в. СПб, 2000.

9. Иоаннисян О.М., Торшин Е.Н., Зыков П.Л. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом. В кн.: Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб, 1997. С. 232.

10. Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003 (далее – Заграевский, 2003). С. 47.

11. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.4 см.: Воронин Н.Н. Указ. соч., т. 2.

12. Заграевский, 2003, с. 105.

13. Там же, с. 76.

14. При отсутствии дополнительных ссылок в разделе 3.5 см.: Воронин Н.Н. Указ. соч., т. 2. Н.Н.Воронин полагал, что белокаменный подклет Воскресенской церкви в Коломне является сохранившейся частью белокаменного храма XIV века (Воронин Н.Н. Указ. соч., т. 2, с. 194), но исследования Б.Л.Альтшуллера и М.Х.Алешковского показали, что кирпичная Воскресенская церковь на белокаменном подклете была возведена в XVI веке (Альтшуллер Б.Л. Памятники зодчества Московской Руси второй половины XIV–начала XV веков (новые исследования). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. На правах рукописи. М., 1978. С. 44). Соответственно, Воскресенская церковь включению в реестр не подлежит.

15. Заграевский, 2003. С. 50.

16. Там же, с. 56-62.

17. Там же, с. 87.

18. Там же, с. 106.

19. Кавельмахер В.В., Панова Т.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 66.

20. Заграевский, 2003. С. 46.

21. Воронин Н.Н. Указ. соч., т. 2, с. 158.

22. Заграевский, 2003. С. 22.

23. Суханова А.А. Подклет Благовещенского собора Московского кремля по данным архитектурных и археологических исследований ХХ века. В кн.: Художественные памятники Московского кремля. Материалы и исследования. Вып. 16. М., 2003. С. 171.

24. Там же.

25. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы (кон. XIII–нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 47-72.

26. Заграевский С.В.  вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.

27. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 40.

28. Заграевский С.В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. М., 2008.

29. Там же.

30. Рабинович М.Г. Раскопки 1946–1947 гг. в Москве на устье Яузы. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 2. № 12. М.-Л., 1949. С. 20; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. 64.

31. Заграевский, 2003. С. 64.

32. Булкин В.А., Салимов А.М. Успенский собор Тверского Отроча монастыря на рубеже XV–XVI столетий. В кн.: Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 79-84; Хворостова Е.Л. Успенский собор Отроча монастыря в Твери (проблемы реконструкции). В кн.: Тверской археологический сборник. Вып. 4, т. 2. Тверь, 2001. С. 346.

33. Заграевский, 2003. С. 23-36.

34. Там же, с. 34.

35. Там же, с. 23-36.

36. Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.). В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991. С. 3–27.

37. Хворостова Е.Л., Галашевич А.А. Старицкая белокаменная палата XVI в. В кн.: Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 66–74.

38. Заграевский С.В. К вопросу о датировке церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 2006. М., 2009. С. 616–624.

39. Там же.

40. Автор выражает благодарность заместителю директора историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль» по научной работе Н.Х.Халитову и спелестологу из Набережных Челнов А.А.Гунько за консультации по белокаменным зданиям Казани.

41. Кавельмахер В.В. Памятник архитектуры XVIXVIII вв. – церковь Михаила Архангела в селе Синьково Раменского района Московской области. Статья находится на Интернет-сайте www.kawelmacher.ru; Заграевский С.В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. М., 2008.

42. Автор выражает благодарность директору Онежского краеведческого музея А.А.Крысанову за консультации по храмам острова Кия.

  

 

НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский