НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Сергей Заграевский
«Художник Тюбик»
(заметки о галерее народного художника СССР А.М. Шилова на Знаменке)
Опубликовано: «Арт-газета», № 29 (60),
17–23 июля
Была такая детская книжка – «Приключения Незнайки и его друзей». И был среди «малышей» (друзей Незнайки) художник по имени Тюбик.
Напоминаю для тех, кто в детстве не очень внимательно читал эту книжку: когда воздушный шар со всеми «малышами» забросило в город «малышек», то Тюбик там стал востребованным портретистом. А поскольку все «малышки» требовали сделать им глазки побольше, ротик поменьше, а реснички подлиннее, то в конце концов Тюбик вырезал шаблон с требуемыми характеристиками, прикладывал его к холсту и рисовал по нему. Оставалось только придать волосам и глазам нужный цвет, а портрету в целом – минимум сходства, и все заказчицы были довольны.
Удобно, правда? Жаль, что метод художника Тюбика является соблазном для многих современных «мастеров». И тому пример – галерея на Знаменке.
Ее хозяин и монопольный автор, Александр Максович Шилов, пошел по пути Тюбика, только еще дальше. Тому хватало «малышек», а Александр Максович пишет и «малышей». Тот хотя бы придавал глазам нужный цвет, а у Александра Максовича явная тяга к черноокости – видимо, он считает, что так выразительнее. В глазах всех персонажей получается вековая скорбь восточных народов, будь то мэр Лужков, префект Брячихин, инвалид чеченской войны или нищая старушка.
А остальное – все, как надо, на высшем уровне. В галерее Шилова на Знаменке великолепно воссоздана атмосфера старомосковского особняка, причем с европейским качеством ремонта. На портретах мастерски прорисованы все складки и детали одежды. Великолепный дизайн залов, играет нежная музыка, а экскурсоводы проникновенно вещают толпам «ходоков» про то, что написано на том или ином холсте. К тому же Александр Максович лично ходит по залам и общается с народом, а это он умеет делать гениально.
Но парадокс в том, что персональная галерея окончательно погубила Шилова как художника. В масштабе одной картины он все же мастер, хотя и салонный. Школа Александра Лактионова, автора знаменитого «Письма с фронта», дает о себе знать. Но когда одновременно видишь множество работ Шилова, возникает ассоциация с конвейером Волжского автозавода.
Действительно, портреты столь же похожи один на другой, как автомобили «Жигули», и так же различаются цветом и количеством “недоделок”. Есть экземпляры «спецсборки», есть «некондиционные» – с нарушенными пропорциями, объемом и перспективой… Но у всех «фирменный знак» – темные глаза и легкий поворот головы. Сразу видно – писал Александр Шилов, народный художник СССР!
Заметьте – не России, а СССР. Даже у президента Союза художников России Валентина Сидорова, тоже народного художника СССР, хватает такта фигурировать на выставках народным художником России, а вот Шилов… То ли подчеркивает, что он художник «с раньшего времени, сейчас таких нет» (как говорил старик Паниковский). То ли тоскует по временам СССР – попробовали бы тогда покритиковать народного художника!
Впрочем, Александру Максовичу грех жаловаться. Готовится указ о присвоении ему звания почетного гражданина Москвы. Отметим, что до революции титул почетного гражданина освобождал от телесных наказаний, так что никто не имел бы права выпороть г-на Шилова на Красной площади. В наше время этот титул абсолютно эфемерен, чего нельзя сказать про другой подарок мэра Лужкова – целый квартал на Знаменке. Значит, шиловскими шаблонами будут завешены стены еще нескольких великолепных особняков в центре Москвы.
Учитывая наличие произведений Александра Максовича в большинстве домов влиятельных сановников, масштаб проникновения последователя художника Тюбика в российскую жизнь переходит все мыслимые пределы и становится национальным бедствием. Пора бы звать на помощь министра МЧС Шойгу, но, боюсь, у него тоже висит портрет работы Шилова…
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский
НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»