НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА»
Сергей
Заграевский,
академик
Российской академии художеств
ГЛАС НАРОДА – ГЛАС БОЖИЙ?
(Посещаемость статей в Википедии как
показатель известности художников)
Википедия (обычно это
название сокращается как «ВП» или «Вики», мы будем для удобства пользоваться
первым вариантом сокращения) все больше и больше входит в нашу повседневную
жизнь. ВП существует с 2001 года и сейчас является самым
крупным и наиболее популярным справочником в Интернете, а по объему сведений и
тематическому охвату – самой полной энциклопедией из когда-либо создававшихся
за всю историю человечества. ВП содержит более 300 языковых разделов,
более 40 миллионов статей, в том числе более полутора миллионов – в
русскоязычном разделе (ru.wikipedia.org).
Но речь в нашей статье не
о ВП в целом, а о том, что на сегодняшний день она уже включает статьи
практически обо всех мало-мальски известных современных художниках. В каждой
статье в служебном разделе «История» (в строке меню над текстом статьи) есть
подраздел «Статистика просмотров», в котором можно задать любой временной
интервал. Это и есть посещаемость статьи о художнике, информация о том, сколько
пользователей ВП заинтересовались данным художником и решили о нем что-либо
узнать. Иначе говоря, насколько люди интересуются художником. А интерес публики
к художнику как раз и можно назвать «гласом народа».
Конечно, посещаемость
статьи в ВП является «гласом народа» лишь условно и с оговорками, так как
«народ» в ВП – это лишь пользователи Интернета. Впрочем, согласно
социологическим опросам, Интернетом уже пользуются более 60 % граждан России. А
те, кто пользуется Интернетом, почти наверняка знакомы с ВП.
И этот «народ» – не только
те, которые «слышали звон, да не знают, где он». Это и высокообразованные
ценители изобразительного искусства, и профессиональные участники
художественного рынка. Просто зачем им держать в
голове, например, информацию о датах рождения и смерти художника, зачем листать
огромные «бумажные» справочники, если можно все быстро узнать, заглянув в ВП?
Конечно же, «глас народа»
и в ВП, и где-либо еще не заменит рейтинги, создаваемые специалистами на основе
информации о продажах произведений искусства, экспертных оценок и т.п. Но
посещаемость статьи в ВП – показатель именно общественного интереса к
художнику, а не «широкой известности в узких кругах». Другого надежного
показателя общественного интереса на сегодняшний день нет, а значит, на
основании статистики просмотров статьи в ВП можно делать определенные выводы по
ряду социокультурных аспектов современной жизни.
Повторим, что посмотреть
в ВП статистику по тому или иному художнику может каждый. Но мы для удобства
читателей сделали таблицу с выборкой из 80 ныне живущих российских художников,
включив в нее не только наиболее известных, но и для сопоставления – не
настолько известных, но часто появляющихся в обзорах художественного рынка.
Отдельным списком в конце таблицы мы привели данные по семерым художникам других
эпох и стран – тоже для сопоставления. А еще по каждому художнику мы собрали
статистику посещений статьи о нем (если таковая есть) в англоязычном разделе
ВП. Все эти данные сгруппированы по трем трехмесячным временным периодам. Автор
выражает благодарность Ольге Озолиной за помощь в сборе и обработке статистики.
Вот эта таблица:
|
Временные периоды: |
31.07.2018 – 29.10.2018 |
25.11.2017 – 24.02.2018 |
09.06.2016 – 08.09.2016 |
|||
|
Разделы Википедии: |
Рус. |
Англ. |
Рус. |
Англ. |
Рус. |
Англ. |
|
Художники: |
|
|
|
|
|
|
1. |
Кабаков Илья Иосифович |
35 340 |
4 836 |
7 217 |
6 122 |
5 266 |
2 699 |
2. |
Сафронов
Никас (Николай Степанович) |
28 694 |
905 |
35 331 |
1 121 |
24 404 |
535 |
3. |
Церетели
Зураб Константинович |
20 927 |
5 956 |
24 585 |
4 232 |
32 588 |
5 901 |
4. |
Шилов
Александр Максович |
17 426 |
368 |
11 739 |
311 |
8 542 |
276 |
5. |
Шемякин
Михаил Михайлович |
16 936 |
1 826 |
40 085 |
2 263 |
17 095 |
1 607 |
6. |
Булатов
Эрик Владимирович |
15 654 |
1 458 |
3 509 |
1 075 |
2 026 |
637 |
7. |
Осмоловский Анатолий Феликсович |
6 002 |
330 |
6 623 |
397 |
7 636 |
465 |
8. |
Назаренко
Татьяна Григорьевна |
5 297 |
173 |
2 481 |
154 |
512 |
175 |
9. |
Заграевский
Сергей Вольфгангович |
4 883 |
655 |
6 164 |
958 |
1 169 |
781 |
10. |
Рукавишников
Александр Иулианович |
4 430 |
нет |
11 222 |
нет |
3 426 |
нет |
11. |
Пивоваров
Виктор Дмитриевич |
3 248 |
383 |
2 521 |
410 |
3 434 |
441 |
12. |
Рабин
Оскар Яковлевич |
2 912 |
506 |
3 182 |
669 |
1 753 |
367 |
13. |
Пепперштейн
Павел Витальевич |
2 852 |
478 |
4 067 |
435 |
3 030 |
535 |
14. |
Кантор
Максим Карлович |
2 790 |
537 |
3 529 |
550 |
3 807 |
462 |
15. |
Андрияка
Сергей Николаевич |
2 588 |
нет |
3 024 |
нет |
2 217 |
нет |
16. |
Цигаль
Александр Владимирович |
2 373 |
нет |
3 200 |
нет |
1 735 |
нет |
17. |
Братья
Ткачевы (Сергей
Петрович и Алексей Петрович) |
2 357 |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
18. |
Салахова
Айдан Таировна |
2 346 |
336 |
1 847 |
327 |
2 810 |
318 |
19. |
Бурганов
Александр Николаевич |
2 324 |
212 |
1 990 |
173 |
1 560 |
207 |
20. |
Щербаков
Салават Александрович |
2 286 |
нет |
4 072 |
нет |
2 122 |
нет |
21. |
2 083 |
289 |
1 024 |
358 |
958 |
360 |
|
22. |
Красулин Андрей
Николаевич |
1 910 |
нет |
2 670 |
нет |
1 859 |
нет |
23. |
Шагин
Дмитрий Владимирович |
1 878 |
нет |
2 341 |
нет |
1 916 |
нет |
24. |
Франгулян
Георгий Вартанович |
1 658 |
нет |
1 840 |
нет |
1 453 |
нет |
25. |
Ковальчук
Андрей Николаевич |
1 492 |
183 |
1 844 |
199 |
1 332 |
93 |
26. |
Целков
Олег Николаевич |
1 433 |
251 |
1 515 |
284 |
1 560 |
252 |
27. |
Янкилевский
Владимир Борисович |
1 348 |
264 |
8 414 |
2 487 |
811 |
159 |
28. |
Комар
Виталий Анатольевич |
1 212 |
592 |
1 337 |
608 |
1 096 |
351 |
29. |
Беляев-Гинтовт
Алексей Юрьевич |
1 161 |
нет |
1 468 |
нет |
911 |
нет |
30. |
Группа
"AES+F" |
1 101 |
1 092 |
12 |
1 126 |
24 |
724 |
31. |
Меламид
Александр Данилович |
1 062 |
564 |
1 331 |
760 |
713 |
399 |
32. |
Чуйков Иван
Семенович |
1 057 |
нет |
1 008 |
нет |
1 434 |
нет |
33. |
Нестерова
Наталья Игоревна |
1 046 |
нет |
1 187 |
нет |
1 946 |
нет |
34. |
Нестеренко
Василий Игоревич |
1 014 |
нет |
2 493 |
нет |
547 |
нет |
35. |
Файбисович
Семен Натанович |
949 |
нет |
1 200 |
нет |
905 |
нет |
36. |
Ковылина Елена Евгеньевна |
940 |
нет |
911 |
нет |
670 |
нет |
37. |
Худяков
Константин Васильевич |
851 |
нет |
1 103 |
нет |
697 |
нет |
38. |
Брускин
Григорий Давидович |
850 |
417 |
2 441 |
814 |
964 |
388 |
39. |
Никонов
Павел Федорович |
825 |
нет |
1 080 |
нет |
543 |
нет |
40. |
Инфанте-Арана
Франсиско |
820 |
303 |
10 |
285 |
7 |
279 |
41. |
Лубенников
Иван Леонидович |
728 |
154 |
889 |
140 |
569 |
111 |
42. |
Звездочетов
Константин Викторович |
685 |
нет |
793 |
нет |
527 |
нет |
43. |
Сидоров
Валентин Михайлович |
684 |
нет |
752 |
нет |
534 |
нет |
44. |
Кошляков
Валерий Николаевич |
681 |
нет |
668 |
нет |
962 |
нет |
45. |
Флерова
Елена Николаевна |
667 |
нет |
702 |
нет |
337 |
нет |
46. |
Черкашин Валерий Тихонович |
642 |
нет |
680 |
нет |
208 |
нет |
47. |
Антошина Татьяна Константиновна |
639 |
112 |
754 |
134 |
213 |
нет |
48. |
Киселева
Ольга Игоревна |
596 |
4 544 |
730 |
612 |
613 |
1 571 |
49. |
Литичевский Георгий Семенович |
593 |
нет |
584 |
нет |
247 |
нет |
50. |
Виноградов
Александр Александрович |
564 |
нет |
596 |
нет |
421 |
нет |
51. |
Нахова
Ирина Исаевна |
542 |
360 |
570 |
419 |
413 |
462 |
52. |
Любавин
Анатолий Александрович |
535 |
нет |
593 |
нет |
464 |
нет |
53. |
Соков Леонид Петрович |
520 |
299 |
713 |
327 |
268 |
249 |
54. |
Белюкин
Дмитрий Анатольевич |
508 |
нет |
728 |
нет |
475 |
нет |
55. |
Ситников
Александр Григорьевич |
487 |
нет |
646 |
нет |
276 |
нет |
56. |
Мухин
Николай Александрович |
471 |
нет |
813 |
нет |
427 |
нет |
57. |
Паперно Александра Михайловна |
466 |
нет |
328 |
нет |
274 |
нет |
58. |
Батынков Константин Александрович |
460 |
нет |
640 |
нет |
516 |
нет |
59. |
Булныгин Дмитрий Владимирович |
456 |
нет |
1 256 |
нет |
нет |
нет |
60. |
Глухов
Виктор Александрович |
452 |
нет |
895 |
нет |
нет |
нет |
61. |
Тобрелутс Ольга Владимировна |
433 |
нет |
494 |
нет |
483 |
нет |
62. |
Бурганов
Игорь Александрович |
432 |
нет |
509 |
нет |
378 |
нет |
63. |
Алексеев Никита Феликсович |
407 |
нет |
538 |
нет |
733 |
нет |
64. |
Шутов Сергей Алексеевич |
392 |
182 |
616 |
244 |
338 |
200 |
65. |
Булгакова
Ольга Васильевна |
387 |
нет |
517 |
нет |
359 |
нет |
66. |
Тугаринов
Дмитрий Никитович |
380 |
нет |
420 |
нет |
285 |
нет |
67. |
Морозов
Алексей Викторович |
333 |
нет |
388 |
нет |
нет |
нет |
68. |
Чернышева
Ольга Юрьевна |
316 |
277 |
337 |
315 |
232 |
182 |
69. |
Баранов
Леонид Михайлович |
313 |
нет |
443 |
нет |
410 |
нет |
70. |
Гавриляченко
Сергей Александрович |
286 |
нет |
307 |
нет |
нет |
нет |
71. |
Суховецкий
Алексей Николаевич |
284 |
нет |
371 |
нет |
187 |
нет |
72. |
Старженецкая
Ирина Александровна |
254 |
нет |
1 536 |
нет |
137 |
нет |
73. |
Акритас
Альбина Георгиевна |
232 |
нет |
255 |
нет |
149 |
нет |
74. |
Мачулина Диана Юрьевна |
225 |
нет |
285 |
нет |
192 |
нет |
75. |
Пушницкий Виталий Юрьевич |
215 |
98 |
261 |
190 |
202 |
91 |
76. |
Седнин
Николай Николаевич |
204 |
нет |
221 |
нет |
1 536 |
нет |
77. |
Правоторов
Геннадий Иванович |
192 |
нет |
260 |
нет |
нет |
нет |
78. |
Сутягин
Константин Викторович |
190 |
нет |
233 |
нет |
177 |
нет |
79. |
Кострома Алексей (Семенов Алексей Николаевич) |
178 |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
80. |
Колдобская Марина Дмитриевна |
111 |
нет |
126 |
нет |
97 |
нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Леонардо
да Винчи |
231 592 |
961 113 |
246 045 |
1 041 149 |
146 151 |
805 531 |
2. |
Ван Гог
Винсент |
133 959 |
897 449 |
209 880 |
936 905 |
107 861 |
701 253 |
3. |
Айвазовский
Иван Константинович |
64 961 |
23 371 |
85 628 |
26 594 |
136 887 |
29 163 |
4. |
Репин
Илья Ефимович |
62 919 |
30 071 |
80 411 |
31 081 |
41 694 |
27 374 |
5. |
Глазунов
Илья Сергеевич |
16 056 |
1 413 |
23 892 |
2 416 |
13 632 |
1 180 |
6. |
Никогосян
Николай Багратович |
6 153 |
нет |
1 197 |
нет |
680 |
нет |
7. |
Херст
Дэмьен |
5 375 |
87 430 |
7 725 |
156 985 |
551 |
67 032 |
Дадим к этой таблице лишь
минимальный комментарий.
Конечно же, посещаемость
статей в ВП нестабильна и во многом зависит от того, были или нет у художников
в том или ином временном периоде какие-либо «громкие» пиар-мероприятия (крупная
выставка, юбилей, резонансный скандал и т.п.). Нельзя забывать и о том, что
многие пользователи заглядывают в статьи по ошибке (например, ищут статью о
писателе Наталье Нестеровой и «заходят» к художнику Наталье Нестеровой, путают
Валентина Сидорова с кем-либо из множества его известных однофамильцев, Игоря
Бурганова – с его отцом Александром и т.д.). Поэтому, конечно же, наиболее
представительные данные можно было бы получить, собрав статистику по всем
приведенным художникам за длительное время – не менее 5 лет. Но пока что это
невозможно, так как статьи о некоторых известных художниках появились в ВП
совсем недавно (например, о братьях Ткачевых, Франсиско Инфанте, Алексее
Семенове-Костроме и ряде других – только в 2018 году). Но всему свое время, и
собрать такую статистику сможет каждый, ни на какой «методический монополизм»
мы не претендуем.
Но даже по нашей таблице
видно, что, например, занимающий сейчас 1-е место Илья Кабаков
в предыдущие периоды имел гораздо более скромные показатели. То же самое и с находящимся
на 6-м месте Эриком Булатовым. А Михаил Шемякин, бывший первым в предыдущем
временном периоде, сейчас только пятый. Самые высокие места в «народном
сознании» в последние годы стабильно занимали только Зураб Церетели (что,
полагаю, никого не удивит) и Никас Сафронов (что удивит многих).
Вообще в этой таблице
удивляет, а то и шокирует очень и очень многое. И то, что к Никасу интерес
публики выше, чем к Александру Шилову, который имел широчайшую известность уже
в 1970-е годы (а сейчас Шилов не смог «обогнать» Сафронова даже после своих
юбилейных торжеств по случаю 75-летия). И то, что интерес к Анатолию
Осмоловскому выше, чем к Татьяне Назаренко, к Павлу Пепперштейну – выше, чем к
Сергею Андрияке, а к Алексею Морозову и Ольге Чернышевой – выше, чем к Леониду
Баранову и Ирине Старженецкой. И то, что известные, казалось бы, всем Комар и
Меламид оказались лишь на 28-м и 31-м местах, а Иван Лубенников – и вовсе на
42-м. И то, что в англоязычных странах интерес к Дамьену Херсту выше, чем к
Айвазовскому и Репину. И так далее.
Причин такого явного
расхождения мнений широкой публики и искусствоведов много. Это
и разная чувствительность разных категорий ценителей изобразительного искусства
к грамотному и активному пиару, и отсутствие мало-мальски резонансной художественной
критики, и общее сокращение российского художественного рынка, обострившее
конкурентную борьбу… Подробный анализ этих причин – тема особого исследования,
здесь же лишь констатируем, что это расхождение за последние годы приняло
настолько глобальный характер, что совпадение «гласа народа» и оценок
профессионалов – уже скорее исключение, чем правило.
Искусствоведы рассуждают о
том, какие направления в искусстве актуальны, какие нет, о роли того или иного
художника в истории искусства, о поколениях, талантах, влияниях,
заимствованиях, аукционном ценообразовании… Искусствоведы рассуждают, а публика
интересуется независимо от них. И кем она интересуется, видно из таблицы.
И самое печальное, что
есть и «сермяжная правда» в том, что народ, в отличие от искусствоведов, чаще
всего проявляет интерес к современному художнику не благодаря его таланту и
творческим достижениям, а благодаря харизме, пиар-активности, умению правильно
преподнести и дорого продать свои работы, успешной общественной деятельности… Ведь талант и творческие достижения – понятия не только
трудные лля понимания, но и спорные: «модернисты», «академисты», «сюрреалисты»,
«примитивисты» и прочие «исты» будут непримиримо относиться друг к другу в
любом случае, и пока их рассудит история искусства, пройдет не один десяток
лет. Такими длительными категориями широкая публика мыслить не любит и не
умеет, а харизма, пиар-активность, общественный и рыночный успех понятны здесь и сейчас.
Но не надо
расстраиваться, а тем более сетовать на непросвещенность и неразвитый вкус
народа. Другого народа в России нет, надо работать с этим. Автор этой статьи
уже несколько десятков лет твердит одно и то же: коллеги-профессионалы, не
замыкайтесь в своей «башне из слоновой кости», помните, что сон разума рождает
чудовищ, преодолевайте традиционный «духовный аутизм» русской интеллигенции,
просвещайте людей!
Но пока что, к сожалению,
это глас вопиющего в пустыне. А итог – вышеприведенная таблица. Не хотелось бы,
чтобы этот итог оказался приговором, окончательным и обжалованию не подлежащим.
Москва, ноябрь
© С.В. Заграевский
НА СТРАНИЦУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА»
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский