НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
С.В. Заграевский,
академик
Российской академии художеств
ЕСЛИ БЫ КРУПНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ МУЗЕИ
ПОДЕЛИЛИСЬ СВОИМИ ЗАПАСНИКАМИ С
ПРОВИНЦИЕЙ…
Опубликовано в газете «Известия» за 15.03.2017 под заголовком «Искусство на выезде».
Вот уже
несколько лет в России реализуются госпрограммы, направленные на развитие
внутреннего туризма. Учитывая большую популярность у населения нашей страны
мероприятий культурного досуга, одним из дополнительных стимулов для
привлечения туристов в регионы могли бы стать выездные выставки произведений
искусства из запасников крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
Кому-то эта
идея может показаться утопической, но между тем она уже успешно
апробирована. В соответствии с просветительской программой в
1920–1930-е годы огромное количество произведений, шедевров мирового
искусства передавалось (и не временно, а насовсем!) из центра в регионы, а
также в союзные республики. В провинцию привозили живопись, скульптуру и
декоративно-прикладное искусство. Существовали нормативы, в соответствии с
которыми экспозиция того или иного регионального музея пополнялась определенным
количеством произведений различных периодов. Так исправляли дисбаланс объемов
музейных запасников в стране.
Тогда это
удалось. Если разработать разумную программу, удастся и сегодня.
Все, что
хранится в наших музеях, принадлежит государству, и с юридической точки зрения
препятствий для временной или постоянной передачи произведений искусства нет. В
запасниках крупнейших музеев страны, таких как Третьяковка, Эрмитаж, Русский
музей и многие другие, находятся многие миллионы шедевров, которые не
выставляются десятилетиями, а то и вообще не выставляются.
Но надо
понимать, что программа по передаче картин и скульптур в регионы, если она
будет запущена, скорее всего, столкнется с вполне объективными сложностями.
Во-первых, транспортировка любых произведений искусства – очень сложный и
дорогостоящий процесс. Во-вторых, сейчас, к сожалению, общая тенденция
культурной жизни страны скорее не центробежная, а центростремительная: регионы
стремятся привозить свои экспонаты в Москву, а не наоборот. Столица же,
напротив, довольно скептически относится к выставочным площадкам провинции.
Сегодня в
стране очень богатая фестивальная жизнь. Это хорошо стимулирует интерес к
современному искусству, но если проекты разовые, то они не приносят
должных результатов.
Чтобы
сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходима серьезная рекламная кампания,
которая помогла бы привлечь не только туристов из других городов, но и
иностранцев. Успех такой программы будет зависеть от уникальности той или иной
выставки. Если ценители искусства, которых у нас в стране очень
много, будут знать, что в Москве такого никогда не увидят, они с
удовольствием поедут смотреть в провинцию. Заодно посмотрят и прочие
достопримечательности.
Экономический
кризис последних лет побудил множество людей вспомнить про искусство и
потянуться к вечным ценностям. Граждане готовы ночью на морозе выстаивать
многочасовые очереди (вспомним ажиотаж на недавних выставках картин Серова и
Айвазовского, коллекций галереи Уффици и Ватикана). И если бы крупные столичные
музеи поделились своими запасниками с провинцией, это могло бы стать не
только толчком для оживления культурной жизни внутри страны, но и
дополнительным стимулом для развития регионов.
НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский