НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

В Общественную Палату РФ

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по предложению о перекраске стен и башен Московского Кремля в белый цвет

 

Москва, 2014 г.

С.В. Заграевский (с) 2014

 

Примечание. Научная статья автора настоящей рецензии «История цветовых решений средневековых укреплений Москвы» находится здесь: http://zagraevsky.com/kremlin_science.htm. Подробно о предложении депутата М.В. Дегтярева можно прочитать здесь: http://www.rusnovosti.ru/news/341415/.

 

Из Общественной Палаты РФ на экспертизу поступило предложение депутата Государственной Думы РФ М.В. Дегтярева о «возвращении стенам и башням Московского Кремля первозданного белого цвета». Предложение основано на том, что такой цвет кремлевские укрепления имели при постройке в 1367 году и затем в течение «многих веков», а также на символической значимости белого цвета.

По вопросу цветовых решений кремлевских укреплений в разные исторические эпохи можно сообщить следующее.

В 1367 году при Дмитрии Донском Московский Кремль был выстроен из белого камня. По данным археологии, его стены частично оставались деревянными, но поскольку дерево при сочетании с белым камнем, как правило, белилось или даже оштукатуривалось (что обеспечивало и эстетическую составляющую, и сохранность бревен), общим цветом стен Кремля был белый. Разумеется, белым этот цвет можно называть лишь условно, так как уже через несколько лет после постройки белый камень чернел от копоти печей и частых пожаров. Но все же с этих пор в летописях появилось название «Москва Белокаменная».

В 1485 году, при Иване III, менее чем через 120 лет (а не через «много веков», как говорится в предложении М.В. Дегтярева) после возведения Кремля Дмитрия Донского, началось строительство новых кремлевских стен и башен – из кирпича.

По данным архитектурной археологии, в начале XVI века кирпичная кладка не штукатурилась и не белилась (примеры – Архангельский собор Московского Кремля, первые храмы Александровской слободы и др.). Соответственно, кремлевские укрепления первоначально имели кирпично-красный цвет.

Не белились кремлевские укрепления и в XVI веке (что подтверждается миниатюрами Лицевого летописного свода 1560–1570-х годов). Эпизодически белить их начали только на рубеже XVIXVII веков, что подтверждается «Кремленаградом» и другими изображениями Москвы того времени (в эстетических целях или для сохранности кладки, неизвестно). Однако побелка (гораздо менее стойкая, чем штукатурка) быстро смывалась дождями, и на изображениях Москвы XVII – первой трети ХХ века кремлевские укрепления выглядят то белыми, то красными, то частично белыми, частично красными. В Великую Отечественную войну в маскировочных целях на них была изображена жилая застройка. После войны (перед Парадом Победы) эти изображения были смыты, и с тех пор укрепления Кремля были только красными.

Из всего вышеизложенного следует, что исторически обусловленным цветом памятника архитектуры конца XV – начала XVI века – стен и башен Московского Кремля – является кирпично-красный. В условиях современных технологий побелка, оштукатуривание и окраска не являются необходимыми мерами обеспечения сохранности кирпичной кладки. Соответственно, перекраска кремлевских стен и башен в белый цвет не может быть рекомендована ни в целях восстановления первоначального облика памятника архитектуры, ни в целях его сохранения.

Отметим, что поднятые в предложении М.В. Дегтярева вопросы символической значимости белого цвета не могут служить исторически обусловленным основанием для отказа от красного цвета укреплений Московского Кремля, так как в Древней Руси именно слово «красный» было синонимом слова «красивый», красными были гербы и владимирских, и московских великих князей. Белый же цвет в качестве государственного символа использовался французской монархией, а в российской истории этот цвет приобрел то исключительное значение, которое придает ему М.В. Дегтярев, только после Октябрьской революции, во времена «Белого движения».

Иллюстрации см. в Приложении.

 

С.В. Заграевский,

академик Российский академии художеств

 

1 октября 2014 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

1. Архангельский собор Московского Кремля. 1505–1508 годы. Реконструкция В.В. Кавельмахера.

 

 

 

2. Троицкая, ныне Покровская, церковь в Александровской Слободе. 1510-е годы. Реконструкция В.В. Кавельмахера.

 

 

 

3. Иван Грозный посылает послов в Литву. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560–1570-е годы.

 

 

 

4. Освящение Покровского собора на Рву. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560–1570-е годы.

 

 

 

5. Московский Кремль на «Петровом чертеже». Конец XVI века.

 

 

 

6. Московский Кремль на «Кремленаграде». Начало XVII века.

 

 

 

7. Московский Кремль на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова». 1670-е годы.

 

 

8. Московский Кремль на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова». 1670-е годы.

 

 

 

9. Московский Кремль на гравюре П. Пикара. Начало XVIII века.

 

 

 

10. Московский Кремль на акварели Дж. Кваренги. 1768 год.

 

 

 

11. Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

 

 

 

12. Ф. Алексеев. Алевизов Ров и Никольская башня. 1800 год.

 

 

 

13. Московский Кремль на акварели И. Вейса. 1852 год.

 

 

 

14. Спасская башня на картине С. Шухвостова. 1855 год.

 

 

 

15. П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год.

 

 

 

16. Московский Кремль на фотографии 1880 года.

 

 

 

17. Кремль зимой. Картина М.В. Нестерова. 1897 год.

 

 

18. Московский Кремль на фотографии 1909 года.

 

 

 

19. Московский Кремль на фотографии 1910 года.

 

 

 

20. Парад физкультурников на Красной площади. 1932 год.

 

 

 

21. «Замаскированный» Кремль в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

22. Парад Победы на Красной площади. 1945 год.

 

 

НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский