НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

С. В. Заграевский

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЫ

 

Опубликовано: М.: Алев-В, 2008 г. ISBN 5-94025-095-5.

ПРЕДИСЛОВИЕ

глава 1: вопросы датировки памятников Александровской слободы XVI века

глава 2: реконструкция церкви Алексея митрополита

глава 3: вероятный автор памятников архитектуры александровской слободы 1510-х годов

ГЛАВА 4: происхождение шатрового зодчества

ПРИЛОЖЕНИЕ: Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер

часть 1: В.в. Кавельмахер – историк архитектуры и реставратор

Часть 2: БИБЛИОГРАФИЯ В. В. КАВЕЛЬМАХЕРА

Часть 3: НЕМНОГО О МОЕМ ОТЦЕ (воспоминания о В.В.Кавельмахере)

Часть 4: НЕКРОЛОГ В. В. КАВЕЛЬМАХЕРА

ПРИМЕЧАНИЯ

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1

 

1. Варианты названия Слободы – Александрова и Александровская – в современной научной и популярной литературе сосуществуют на практически равных правах. До 1778 года – официального переименования в город Александров – Слобода называлась Александровской (Российский энциклопедический словарь. М., 2000. Т. 1, с. 40). В XIX веке употребительной стала форма «Александрова слобода», и это название использовали и используют многие историки архитектуры. Но автор настоящего исследования полагает, что более верным с исторической точки зрения является вариант «Александровская»: это исконное название города Александрова впервые прозвучало в знаменитом сообщении «Троицкого летописца» под 1513 годом именно так – «Новое село Олександровское» (ОР РГБ. Ф. 304. Ед. хр. 647. Л. 4,4 об.).

2. В.В.Кавельмахер. Памятники архитектуры древней Александровой слободы. Сборник статей. Владимир, 1995 (далее – Кавельмахер, 1995). С. 23.

3. ОР РГБ. Ф. 304. Ед. хр. 647. Л. 4,4 об.

4. Кавельмахер, 1995. С. 76.

5. Там же, с. 77.

6. Там же, с. 8-9.

7. Там же, с. 9-10.

8. Там же, с. 11.

9. Там же.

10. Там же, с. 10.

11. С.С.Подъяпольский. О датировке памятников Александровой слободы. В кн.: Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV–начала XX веков. Сборник статей. Т. 2. М., 2002 (далее – Подъяпольский, 2002). С. 163, 165, 176, 180.

12. Кавельмахер, 1995. С. 7.

13. Там же, с. 17, 24-29.

14. А.И.Некрасов. Памятники Александровой слободы, их состояние и значение. М., 1948. ЦГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед. хр. 17. С. 198, 227.

15. Кавельмахер, 1995. С. 13.

16. И.Таубе, Э. Крузе. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе. В кн.: Русский исторический журнал. Кн. 8. Пг., 1922. С. 51; Г.Штаден. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С. 67, 90, 91.

17. Подъяпольский, 2002. С. 163, 165, 176, 180.

18. Там же, с. 161.

19. Там же, с. 162.

20. Там же, с. 176.

21. Там же, с. 162, 168, 169.

22. В.В.Кавельмахер. Церковь Троицы на Государевом дворе древней Александровской слободы. В кн.: Александровская слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1995. С. 34.

23. А.И Некрасов. Указ. соч., с. 198.

24. Подъяпольский, 2002. С. 176.

25. А.Л.Баталов. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева монастыря. В кн.: Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Владимир, 2003. С. 43.

26. А.Л.Баталов. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996 (далее – Баталов, 1996). С. 178-248.

27. Подъяпольский, 2002. С. 162, 168, 169.

28. В частности, А.Л.Баталов сам же отмечал, что в соборе Покрова на Рву соседствуют итальянизированные и неитальянизированные порталы (Баталов, 1996. С. 207).

29. Там же, с. 205.

30. Подъяпольский, 2002. С. 162.

31. Там же, с. 168.

32. Там же, с. 162.

33. Баталов, 1996. С. 207.

34. Подъяпольский, 2002. С. 163.

35. Баталов, 1996. С. 207.

36. Подъяпольский, 2002. С. 162.

37. Баталов, 1996. С. 207.

38. Подъяпольский, 2002. С. 162.

39. Там же, с. 169.

40. Там же, с. 170.

41. А.Л.Баталов. Памятники Александровской слободы в контексте развития русской архитектуры XVI века. В кн.: Зубовские чтения. Вып. 3. Струнино, 2005 (далее – Баталов, 2005). С. 37.

42. А.В.Гращенков. Резной декор южной галереи Благовещенского собора Московского кремля.  В кн.: Зубовские чтения. Вып. 3. Струнино, 2005. С. 104.

43. Баталов, 2005. С. 37; А.Л.Баталов. Доклад на научной конференции «Московский кремль в эпоху Ивана Грозного» (13-14 декабря 2007 года). Далее – Баталов, 2007); А.В.Гращенков. Указ. соч., с. 104.

44. Подъяпольский, 2002. С. 171.

45. Подъяпольский, 2002. С. 171; Баталов, 2005. С. 37; Баталов, 2007; А.В.Гращенков. Указ. соч., с. 104.

46. А.И.Некрасов. Указ. соч., с. 198, 227.

47. Кавельмахер, 1995. С. 17, 24-29.

48. Подъяпольский, 2002. С. 162, 168, 169.

49. С.В.Заграевский. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002 (далее – Заграевский, 2002). С. 36-40; С.В.Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003 (далее – Заграевский, 2003). С. 24-29.

50. Подъяпольский, 2002. с. 163.

51. Заграевский, 2003. С. 30-31.

52. Автор приносит благодарность Т.Д.Пановой за любезное содействие в ознакомлении с кладкой Архангельского собора.

53. Личные беседы с В.В.Кавельмахером, 2002 год.

54. Кавельмахер, 1995. С. 8.

55. Баталов, 1996. С. 220.

56. В.В.Кавельмахер. Памятники архитектуры древней Александровой слободы. В кн.: Проблемы изучения древнерусского зодчества (по материалам архитектурно-археологических чтений, посвященных памяти П.А.Раппопорта, 15–19 января 1990 г.). СПб, 1996. С. 194.

57. Подъяпольский, 2002. С. 180.

58. Схожую позицию в настоящее время занимает А.Л.Баталов (Баталов, 2007).

59. Кавельмахер, 1995. С. 94. Заметим, что такие дополнительные звонницы были у колокольни Ивана Великого, у «часозвони» Новгородского кремля (Софийская звонница), в Троице-Сергиеве, Спасо-Евфимиевом, Иосифо-Волоколамском монастырях и пр.

60. Там же, с. 13; Подъяпольский, 2002. С. 180.

61. Кавельмахер, 1995. С. 79.

62. Там же, с. 13, 87.

63. Автор выражает глубокую благодарность директору музея-заповедника «Александровская слобода» А.С.Петрухно и ее коллегам за любезно предоставленную возможность натурного исследования памятников Александровской слободы.

64. Кавельмахер, 1995. С. 37.

65. В отделе графики ГНИМА им. Щусева хранится его схематический обмерный чертеж разобранного свода (Р-У № 1699/2, 1921 г.).

66. А.И.Некрасов. Указ. соч., с. 241.

67. Г.Н.Бочаров, В.П.Выголов. Александровская слобода. М., 1970. С. 27.

68. Кавельмахер, 1995. С. 36-37.

69. И.Таубе, Э. Крузе. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе. В кн.: Русский исторический журнал. Кн. 8. Пг., 1922. С. 51; Г.Штаден. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С. 67, 90, 91.

70. Кавельмахер, 1995. С. 8-11.

71. Подъяпольский, 2002. С. 163, 165, 176, 180.

72. Там же, с. 162.

73. Там же, с. 180.

74. П.Н.Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В кн.: Архитектурные памятники Москвы XV–XVII веков. Новые исследования. М., 1947. С. 23.

75. Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси XIIXV вв. М., 1961–1962. Т. 1, с. 207.

76. Там же, с. 246.

77. Л.А.Беляев. Древние монастыри Москвы (кон. XIII–нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 160.

78. В.В.Кавельмахер, Т.Д.Панова. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 66.

79. О.М.Иоаннисян, Е.Н.Торшин, П.Л.Зыков. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом. В кн.: Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб, 1997. С. 232.

80. С.В.Заграевский. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008.

81. Подъяпольский, 2002. С. 172.

82. Отметим, что А.Л.Баталов до принятия точки зрения С.С.Подъяпольского о датировке первых храмов Слободы 1560–1570-ми годами полагал, что появление храма с двумя или несколькими приделами, выделенными в отдельные объемы, имело место в первой трети XVI века, и в качестве примера приводил храмы Спаса на Бору и Покрова в Слободе (Баталов, 1996. С. 129)

83. Подъяпольский, 2002. С. 171; А.Л.Баталов. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. В кн.: Русская художественная культура XV–XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998. С. 230.

84. Там же, с. 232.

85. Подъяпольский, 2002. С. 174.

86. Баталов, 1996. С. 205; Подъяпольский, 2002. С. 163.

87. Подъяпольский, 2002. С. 163.

88. Там же, с. 162; Баталов, 1996. С. 205.

89. Кавельмахер, 1995. С. 70.

90. Там же, с. 43, 70.

91. Цит. по кн.: Кавельмахер, 1995. С. 3.

  

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2

 

1. П.С.Полонский. Александровская слобода. Специальная проектно-реставрационная мастерская Владимирского облархотдела. На правах рукописи. Т.2: Распятская церковь-колокольня XVIXVII вв. Владимир, 1945. Рукопись находится в музее-заповеднике «Александровская Слобода», и автор выражает сотрудникам музея благодарность за возможность ознакомления с ней.

2. В.В.Кавельмахер. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы. Сборник статей. Владимир, 1995. С. 75-110.

3. Этот факт полностью подтвердили исследования В.В.Кавельмахера (там же, с. 6-74).

4. П.С.Полонский. Указ. соч., рис. 65.

5. Там же, рис. 42.

6. В.В.Кавельмахер. Указ. соч., с. 91.

7. Там же, с. 82.

8. Там же, с. 92.

9. Там же.

10. Там же, с. 84.

11. Там же, с. 95.

12. Там же, с. 96.

13. Там же, с. 97.

14. Поскольку завершения глав храмов не раз перестраивались, мы считаем высоту храмов не от верхушки креста, а от верхней точки купола.

15. Автор выражает глубокую благодарность коллективу музея-заповедника «Александровская слобода» за любезно предоставленную возможность проведения архитектурно-археологических исследований на колокольне.

16. В.В.Кавельмахер. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. В кн.: Колокола. История и современность. Сборник статей. М., 1985. С. 36-50.

17. С.В.Заграевский. О форме глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. Тезисы см. в кн.: Материалы областной краеведческой конференции (14 апреля 2006 г.). Т. 2. Владимир, 2007. С. 9-12. Полный текст статьи см. на Интернет-сайте www.zagraevsky.com.

  

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3

 

1. ПСРЛ 8:280; ПСРЛ 13:65; ПСРЛ 20:413.

2. С.С.Подъяпольский. Архитектор Петрок Малой. В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983 (далее – Подъяпольский, 1983). С. 34-50.

3. Там же, с. 42.

4. Там же, с. 35.

5. Там же, с. 46.

6. В.В.Кавельмахер. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы. Сборник статей. Владимир, 1995. С. 6, 72, 75.

7. ПСРЛ 6:247; 13:10.

8. ПСРЛ 6:254.

9. Подъяпольский, 1983. С. 44.

10. С.С.Подъяпольский. О датировке памятников Александровой слободы. В кн.: Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV–начала XX веков. Сборник статей. Т. 2. М., 2002 (далее – Подъяпольский, 2002). С. 173.

11. В.В.Кавельмахер. Указ. соч., с. 42, 44, 70.

12. П.А.Раппопорт. Строительное производство Древней Руси. СПб, 1994. С. 131. Подробно несостоятельность этой теории автор показывал в кн.: С.В.Заграевский. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002 (далее – Заграевский, 2002). С. 36-40.

13. Например, известно, что архитектурная деятельность Альберти (1404–1472) сводилась прежде всего к подготовке чертежей и моделей, с которым в дальнейшем работали подрядчики. Еще один пример: Аристотель Фиораванти во время строительства Успенского собора (1475–1479) в 1477–1478 годах ходил с Иваном III на Новгород.

14. ОР РГБ. Ф. 304. Ед. хр. 647. Л. 4,4 об.

15. Даже если Василий III, как полагал В.В.Кавельмахер, «перебросил свои строительные кадры в Слободу», все равно за 100 км от Москвы, вдали от государя и зодчего, качество строительства не могло сравниться с кремлевским. А если, как на основании общих исследований вопроса соотношения местных и приезжих строительных кадров (Заграевский, 2002, с. 36-40) полагает автор этой книги, строительство под руководством нескольких опытных московских мастеров вели местные кадры, технических огрехов при строительстве оказывалось еще больше.

16. Все остальные алевизовы храмы в Слободе не столь оригинальны: столпообразные церкви-колокольни были известны на Руси, как минимум, с 1329 года (Иоанн Лествичник в Московском кремле – см.: В.В.Кавельмахер, Т.Д.Панова. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 66), Успенская церковь является обычным крестовокупольным храмом, а Покровский собор – фактическим римейком Троицкого в Троице-Сергиевой Лавре. Впрочем, и об этих трех храмах нельзя говорить как о «второстепенных»: все они принадлежат творчеству выдающегося итальянского архитектора и вместе с Троицкой церковью составляют единый комплекс.

17. ПСРЛ 12:238.

18. Подробнее см.: С.С.Подъяпольский. Итальянские строительные мастера в России в конце XV–начале XVI века по данным письменных источников. Опыт составления словаря. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991 (далее – Подъяпольский, 1991). С. 232-233.

19. В.П.Выголов. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997. С. 240.

20. ПСРЛ 12:249.

21. ПСРЛ 6:247.

22. ПСРЛ 12:258.

23. Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными. СПб, 1884. Т. 1, с. 56.

24. Там же, т. 2, с. 551-552.

25. ПСРЛ 13:10.

26. Подробнее см.: Подъяпольский, 1991. С. 224.

27. ПСРЛ 13:8.

28. ПСРЛ 30:140-144.

29. ПСРЛ 8:254-255.

30. М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы. В кн.: История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 310.

31. Там же, с. 328-330.

32. Подъяпольский, 1991. С. 187-189.

33. В.П.Выголов. Указ. соч., с. 240-242.

34. Там же, с. 242.

35. В связи с этим мы не вправе исключать авторство (как минимум, соавторство) Алевиза Нового и в отношении ряда построек Большого кремлевского дворца: утонченная «фряжская» резьба, характерная для произведений зодчего (Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, первые храмы Александровской слободы) присутствует на порталах и Благовещенского собора (галереи которого фактически были частью дворца), и Грановитой палаты. Да и различия в декоре южного и северного фасадов Архангельского собора говорят о том, что храм фактически был частью дворцового ансамбля (В.В.Кавельмахер. О приделах Архангельского собора. В кн.: Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 154.).

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4

 

1. Подробнее см.: М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы. В кн.: История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 414;

М.А.Ильин. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 14;

Г.К.Вагнер. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 27.

Ряд важнейших соображений относительно влияния поздней западноевропейской готики не на шатровое зодчество в целом, но на архитектуру Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове высказывал В.В.Кавельмахер в статье, скомпонованной автором этой книги из черновых рукописей исследователя (В.В.Кавельмахер. О позднеготических истоках и мастерах Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Статья находится на Интернет-сайте www.kawelmacher.ru).

2. Подробнее см.: М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 414; П.Н.Максимов, Н.Н.Воронин. Деревянное зодчество XIIIXVI веков. В кн.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3, с. 268; М.А.Ильин. Указ. соч., с. 15.

3. Подробнее см.: М.А.Ильин. Указ. соч., с. 16.

4. Подробнее см. М.А.Ильин. Указ. соч., с. 16; Г.К.Вагнер. Указ. соч., с. 27.

5. Подробнее см. М.А.Ильин. Указ. соч., с. 20; Г.К.Вагнер. Указ. соч., с. 27.

6. В.В.Кавельмахер. Письмо к Т.П.Тимофеевой. 1988. Письмо хранится в музее-заповеднике «Александровская слобода». Приведем полный текст абзаца, посвященного рассматриваемой тематике: «Что касается шатра, то он – ничто. Случайность в архитектуре. Он только заменяет купол, перекрывающий наос. Из бывших византийских провинций, самая разработанная типологическая сетка, по-моему, у болгар, и язык их нам понятен. Купол опирается не на столбы, а на устои. Вот и все. Нужно, чтобы не было столбов с барабанами и фонарями, ничего базиликального, и вы получаете «купольную» церковь. Русскому уху это ничего не говорит, ну, а нормальному византологу ничего не говорит наша «бесстолпная» церковь. Нельзя определять предмет по отсутствующему признаку. Ученые ребята Альтшуллер и Алешковский, когда выявили в Подмосковье храмы XIV века со «вписанным крестом» (по-болгарски), назвали их храмами «с пристенными столбами»! Т.е. со столбами, прислоненными к стенам! Столб, прислоненный к стене, со стеной сливается, сам становится стеной. Это – устой. Этот пример лучше всего показывает, что мы так и застряли на Софиях и просмотрели купольные храмы».

7. С.В.Заграевский. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002 (далее – Заграевский, 2002). С.  49.

8. С.В.Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003 (далее – Заграевский, 2003).

9. С.В.Заграевский. О форме глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. Тезисы см. в кн.: Материалы областной краеведческой конференции (14 апреля 2006 г.). Т. 2. Владимир, 2007. С. 9-12. Полный текст статьи см. на Интернет-сайте www.zagraevsky.com.

10. В.В.Кавельмахер, Т.Д.Панова. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С..66; М.А.Ильин. Указ. соч.

11. Подробнее см.: Заграевский, 2003.

12. Подробнее см.: С.В.Заграевский. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода (далее – Заграевский, Трифон в Напрудном). М., 2008.

13. С.С.Подъяпольский. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора. В кн.: Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. – М., 1985. С. 42.

14. Г.К.Вагнер. Указ. соч., с. 25.

15. Там же.

16. Форум Интернет-сайта www.archi.ru.

17. С.С.Подъяпольский. Архитектор Петрок Малой. В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983 (далее – Подъяпольский, 1983). С. 48.

18. М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 413.

19. М.Н.Тихомиров. Малоизвестные летописные памятники XVI в. В кн.: Исторические записки, 1941. Кн. 10, с. 88.

20. П.Н.Максимов, Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 271.

21. Там же, с. 264.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же, с. 265.

25. Там же, с. 268.

26. М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 415.

27. ПСРЛ 15:183.

28. П.Н.Максимов, Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 266.

29. Н.Н.Воронин, В.Н.Лазарев. Искусство среднерусских княжеств XIIIXV веков. В кн.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3, с. 21.

30. Форум Интернет-сайта www.archi.ru.

31. Всеобщая история архитектуры. М., 1966. Т. 4, с. 655.

32. Автор выражает благодарность Ю.В.Тарабариной за ссылку на фотографию этой кухни.

33. М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 416.

34. В.А.Крохин. Возведение шатровых покрытий в деревянном зодчестве Русского Севера. В сб.: «Архитектурное наследие и реставрация». М., 1986.

35. С.В.Сергеев. Введения в историю искусств. Описание и анализ памятников. Университет истории культур. Программа учебного курса. Интернет-сайт unic.edu.ru.

36. П.Н.Максимов, Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 267.

37. В.А.Крохин. Указ. соч.

38. Там же.

39. М.А.Ильин. Указ. соч., с. 36.

40. Там же.

41. Там же.

42. Подробнее см. Заграевский, 2002.

43. В.В.Кавельмахер, Т.Д.Панова. Указ. соч.

44. Побробнее см.: Заграевский, 2003.

45. Подробнее см.: Заграевский, Трифон в Напрудном.

46. В.В.Кавельмахер. Указ. соч., с. 29.

47. Там же, с. 11.

  

Примечания к приложению

 

1. С.С.Подъяпольский. Архитектор Петрок Малой. В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 39.

2. Автор выражает благодарность М.Б.Чернышеву за помощь в подготовке информации о реставрационных объектах В.В.Кавельмахера.

3. Подробнее см.: С.В.Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–начала XIV века. М., 2003.

4. Реконструкция В.В.Кавельмахера первоначального вида Духовской церкви приведена в кн.: В.В.Кавельмахер. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. В кн.: Колокола: История и современность. М., 1985. С. 55.

5. Подробнее см. С.В.Заграевский. К вопросу о датировке церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троице-Сергиевой Лавры). Статья находится на Интернет-сайте www.zagraevsky.com.

6. В настоящее время эта рукопись доработана и подготовлена к печати М.Б.Чернышевым.

7. В.В.Кавельмахер. О позднеготических истоках и мастерах Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Статья была скомпонована автором этой книги из черновых рукописей В.В.Кавельмахера и не вошла в его библиографию. Статья находится на Интернет-сайте www.kawelmacher.ru.

8. В частности, см.: А.Л.Баталов. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. В кн.: Русская художественная культура XV–XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998. С. 220-239.

9. Б.Л.Альтшуллер. Памятники зодчества Московской Руси второй половины XIV–начала XV веков (новые исследования). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. На правах рукописи. М., 1978. С. 33.

10. Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. М., 1961–1962. Т. 2, с. 202.

11. Итоги этих исследований не опубликованы и известны автору этой книги из личных бесед с В.В.Кавельмахером.

12. Вопросам происхождения крещатого свода посвящено специальное исследование автора этой книги: С.В.Заграевский.. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. М., 2008.

13. Итоги этих исследований не опубликованы и известны автору этой книги по материалам архива В.В.Кавельмахера (см. примеч. 17). Также см.: ПСО «Мособлстройреставрация». Памятник архитектуры – церковь Михаила Архангела в Синькове Раменского района Московской области. Т. 1: проект консервации. Ведущий архитектор В.В.Кавельмахер. М., 1990. Частично эти результаты приведены в кн.: С.В.Заграевский. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. М., 2008.

14. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 122.

15. Автору этой книги удалось скомпоновать из черновых рукописей В.В.Кавельмахера следующую статью: В.В.Кавельмахер. О позднеготических истоках и мастерах Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (статья находится на Интернет-сайте www.kawelmacher.ru).

16. Автору этой книги удалось скомпоновать из черновых рукописей В.В.Кавельмахера следующую незавершенную статью: В.В.Кавельмахер. Ложноготический шатровый храм рубежа ХVI–ХVII веков в Подмосковье. К вопросу о дате постройки, первоначальных объемах и стилистике церкви Преображения в селе Острове (незавершенная статья находится на Интернет-сайте www.kawelmacher.ru).

17. Музей-заповедник «Александровская слобода» любезно согласился принять на хранение архивы В.В.Кавельмахера.

18. Автор выражает благодарность М.Б.Чернышеву за помощь в подготовке библиографии В.В.Кавельмахера.

19. Поскольку порядок и расшифровка подписей в некрологах обычно является непростой этической проблемой, мы поступили следующим образом: подписи приведены в алфавитном порядке, без государственных и ученых званий. Расшифровка должности ряда руководителей организаций, подписавших некролог, означало лишь то, что к соболезнованиям присоединились все сотрудники этих организаций. Если сотрудники этих организаций изъявляли желание опубликовать свою подпись отдельно, мы поступали в соответствии с их желанием.

 

  

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

глава 1: вопросы датировки памятников Александровской слободы XVI века

глава 2: реконструкция церкви Алексея митрополита

глава 3: вероятный автор памятников архитектуры александровской слободы 1510-х годов

ГЛАВА 4: происхождение шатрового зодчества

ПРИЛОЖЕНИЕ: Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер

часть 1: В.в. Кавельмахер – историк архитектуры и реставратор

Часть 2: БИБЛИОГРАФИЯ В. В. КАВЕЛЬМАХЕРА

Часть 3: НЕМНОГО О МОЕМ ОТЦЕ (воспоминания о В.В.Кавельмахере)

Часть 4: НЕКРОЛОГ В. В. КАВЕЛЬМАХЕРА

ПРИМЕЧАНИЯ

 

НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА