СЕРГЕЙ
ЗАГРАЕВСКИЙ
Зодчество Северо-Восточной Руси
конца XIII – первой трети XIV века
ГЛАВА I: ЭПОХА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
ГЛАВА II: ЭПОХА ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО И ЕГО СЫНОВЕЙ
ГЛАВА III: ТВЕРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО
ГЛАВА IV: ЭПОХА «АМБИЦИОЗНОЙ ЭКОНОМИИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на поверку «темное время» в истории древнерусской архитектуры оказывается вовсе не таким «темным». В общей сложности нам удалось выявить шестнадцать каменных храмов, построенных в конце XIII – первой трети XIV века (см. п. 3 гл. 4), причем в это количество мы не включили спорный Успенский собор Отроча монастыря.
Никольская церковь в Каменском, верхний и нижний храмы в Городне дошли до нас в достаточно высокой степени сохранности. О церкви Бориса и Глеба в Ростове, Никольской церкви (Старо-Никольском соборе) в Можайске, церкви Иоанна Предтечи на Городище и Успенском соборе Ивана Калиты мы располагаем достаточным объемом археологической и документальной информации для того, чтобы с той или иной степенью уверенности судить об особенностях внешнего облика, строительной техники и конструкции этих памятников. Про остальные храмы этого времени (кроме соборов в Твери и церкви в Старице) мы можем сказать, что нам известен их архитектурный стиль – а это тоже весьма немало.
И на основании всего того, что нам известно о зодчестве этой эпохи, мы вправе утверждать, что и в наиболее тяжелые времена монгольского ига Северо-Восточная Русь не потеряла духовную самостоятельность, не выпала из «мэйнстрима» мировой архитектурно-художественной мысли и не изменила свою культурную ориентацию на наиболее цивилизованные государства мира.
Конечно, колоссальные трудности, переживаемые страной и народом, не могли не отразиться на архитектуре – «зеркале эпохи». Экономить приходилось на всем, в том числе и на каменном строительстве. Но архитектура, как и искусство, живет по своим законам, и те или иные его достижения отнюдь не связаны с количеством вложенных средств и временем, затраченным на создание памятника.
И такие дошедшие до наших дней шедевры стиля «амбициозной экономии», как Никольская церковь в Каменском и церковь Рождества Богородицы в Городне, мы можем с полным правом сопоставить с лучшими образцами и домонгольского, и послемонгольского древнерусского зодчества. По мнению автора этой книги, после коренного пересмотра неправомерного стереотипа восприятия этих храмов как «провинциальных, наивных и отсталых», великолепные великокняжеские церкви в Каменском и Городне должны с полным правом занять подобающее им место в хрестоматиях и учебниках по истории архитектуры.
И реконструированный нами московский Успенский собор 1326–1327 годов отнюдь не смотрится «гадким утенком» ни рядом с Успенским собором во Владимире, ни рядом с Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры, ни рядом с Успенским собором Аристотеля Фиораванти. Просто «всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1).
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
© С.В.Заграевский